Снятие
1. См. Раздел 1А, и снимите головку блока цилиндров, маховик, поддон и его перегородку, масляный насос и его приемную трубку.
2. Если в верхней части любого из цилиндров виден гребень, образованный нагаром или износом, снимите его соответственно скребком или разверткой, чтобы избежать повреждения поршня во время снятия.
3. С помощью щупов измерьте зазор между шатунами и опорной поверхностью противовеса коленвала и запишите полученные результаты.
4. Проверните коленвал так, чтобы вывести поршень №1 в нижнюю мертвую точку. Если не пронумерованы изготовителем, с помощью молотка и пробойника или краски обозначьте на крышке каждого шатунного подшипника и на самом шатуне номер цилиндра (см. иллюстрацию). Пометьте ориентацию крышек подшипников относительно шатуна, чтобы обеспечить правильную сборку.
5. Открутите гайки/болты крышки подшипника, поворачивая их на пол-оборота за один прием, и снимите крышку (см. иллюстрации). Удалите с вала нижний вкладыш подшипника и прикрепите его липкой лентой к крышке, чтобы не потерять. Обратите внимание, что если вкладыши не требуют замены, они должны быть установлены на тот же самый шатун.
6. Где крышки подшипников крепятся гайками, оберните нарезные концы шпилек липкой лентой, чтобы при снятии поршней они не поцарапали шатунные шейки коленвала и цилиндры (см. иллюстрацию).
7. Выведите поршень из цилиндра вверх, толкая его рукояткой молотка. Снимите верхний вкладыш подшипника и для сохранности прикрепите его липкой лентой к шатуну (см. иллюстрацию). На двигателях, оснащенных масляными жиклерами охлаждения поршня (установлены в нижней части цилиндров), следите за тем, чтобы при снятии поршня шатун не повредил жиклер.
8. На 5-ти цилиндровых двигателях проверните коленвал, чтобы вывести поршень №2 в нижнюю мертвую точку, затем снимите поршень. Точно также снимите поршни №4, 5 и 3. Храните компоненты из одного цилиндра вместе, чтобы не перепутать их при установке (см. иллюстрацию).
9. Где имеются, снимите винты крепления и извлеките масляные жиклеры охлаждения поршня из основания цилиндров (см. иллюстрации).
Осмотр
10. Вставьте маленькую плоскую отвертку в имеющийся паз и отожмите стопорные кольца поршневого пальца. Вытолкните поршневой палец и отделите поршень от шатуна (см. иллюстрации). Выбросьте стопорные кольца — они подлежат замене. Если снять палец не удается, нагрейте поршень до 60°С горячей водой.
11. Прежде, чем начинать осмотр поршней, необходимо снять с них поршневые кольца, используя специальный инструмент или старый щуп. Снимите сначала верхние поршневые кольца, аккуратно разжав их. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца хрупки и сломаются, если разжать их слишком сильно. Кроме того, они очень острые — защищайте руки перчатками. Выбросите кольца, они подлежат замене (см. иллюстрацию).
12. Снимите нагар из канавок под поршневые кольца, используя обломок старого кольца (сломайте кольцо пополам, работая осторожно, чтобы не порезать пальцы). Будьте внимательны, не снимите вместе с нагаром металл и не поцарапайте стенки канавок.
13. Счистите с головки поршня основной нагар (см. иллюстрацию). Затем зачистите ее проволочной щеткой или мелкой наждачной шкуркой. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень.
14. После удаления нагара, очистите поршни и шатуны керосином или подходящим растворителем и тщательно высушите их. Убедитесь, что возвратные смазочные отверстия в кольцевых канавках не забиты.
15. Осмотрите поршни на наличие повреждений и признаков чрезмерного износа. Нормальный износ поршня проявляется в равномерном вертикальном износе поверхностей его осевого давления и небольшом люфте верхнего кольца в канавке. В случае обнаружения признаков износа, отличных от указанных, сиените, пригоден ли компонент к дальнейшей эксплуатации и какова причина износа.
16. Потертость или царапины на юбке поршня могут указывать на то, что двигатель перегревался из-за неадекватных охлаждения или смазки. Прогоревшие места на стенках поршней показывают, что произошел прорыв газов, возможно вызванный износом стенок цилиндра или поршневых колец. Углубления или прожженные участки на головке поршня обычно означают, что в двигателе происходит преждевременное зажигание или детонация. В особо тяжелых случаях, головка поршня может даже оплавиться. Точечная коррозия головки поршня указывает на то, что в камеру сгорания просочилась охлаждающая жидкость. Если обнаружилось любое из вышеперечисленных повреждений, выявите причины и устраните их, иначе повреждения произойдут снова.
17. Проверьте поршни, шатуны, поршневые пальцы и крышки подшипников на наличие трещин. Разложите шатуны на ровной поверхности и визуально проверьте их на деформацию. Если есть какие-нибудь сомнения, поручите специалисту выполнить точные измерения с помощью соответствующих приборов. Осмотрите подшипник верхней головки шатуна на наличие трещин и признаков износа.
18. С помощью микрометра измерьте диаметр всех четырех поршней в 10 мм от основания юбки по оси, перпендикулярной оси поршневого пальца (см. иллюстрацию). Сравните результаты измерения с данными, приведенными в Спецификациях. Если диаметр поршня выходит за рамки допустимых отклонений, замените поршень.
Примечание: Если блок цилиндров был расточен в течение предыдущей переборки, возможно были установлены поршни ремонтного размера. Запишите результаты всех измерений, после измерения диаметра цилиндров по ним можно будет определить зазоры поршней (см. далее в этом Разделе).
19. Установите новое поршневое кольцо в соответствующую канавку и измерьте зазор между кольцом и стенкой канавки с помощью щупа (см. иллюстрацию). Обратите внимание, что кольца имеют различную ширину, не перепутайте канавки. Сравните результаты измерения с данными, приведенными в Спецификациях. Если величина зазора выходит за рамки допустимых отклонений, замените поршень.
20. Осмотрите подшипник верхней головки шатуна и поршневой палец на наличие повреждений и признаков износа. Если износ чрезмерен, необходимо заменить поршневой палец и установить в шатун новую втулку. Эта работа должна быть поручена специалисту.
21. Соедините поршень с шатуном, соблюдая их правильное взаиморасположение. На головку поршня нанесена стрелка (может быть затенена нагаром) (см. иллюстрацию), которая должна быть направлена к переднему концу двигателя. Шатун и крышка подшипника имеют углубления-метки, расположенные около их контактных поверхностей, который должны быть обращены в ту же сторону, что и стрелка на головке поршня (см. иллюстрацию).
7.21b Сборка поршня
1 — Поршневые кольца
2 — Поршень
3 — Поршневой палец
4 — Стопорное кольцо
5 — Шатун
6 — Вкладыш шатунного подшипника
7 — Верхняя часть блока цилиндров
8 — Крышка шатунного подшипника
9 — Установочный штырь (не на всех моделях)
10 — Масляный жиклер охлаждения поршня (не на всех моделях)
11 — Винт крепления масляного жиклера
12 — Болты крышки шатунного подшипника
А — Идентификационные метки крышки подшипника/шатуна
В — Ориентировочные метки компонентов
Примечание: На некоторых двигателях нижние головки шатуна снабжены установочными штырями, которые входят в отверстия в крышках подшипников. Штыри должны быть установлены в шатунах, а не в крышках.
22. Смажьте поршневой палец и втулку верхней головки шатуна чистым моторным маслом. Втолкните палец в поршень через верхнюю головку шатуна. Установите два новых стопорных кольца на оба конца поршневого пальца. Повторите это действие на оставшихся поршнях.
Комментарии посетителей