В верхней части головки блока цилиндров располагается распределительный вал. Посредством эксцентричных кулачков, в зависимости от положения поршней цилиндров, вал открывает и закрывает клапаны, управляя таким образом газораспределением. Привод распределительного вала осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Распределительный вал воздействует на клапаны не напрямую, а опосредовано, через тарельчатые толкатели (см. иллюстрацию 7.0).

Тарельчатый толкатель представляет собой перевернутую и надетую на стержень клапана чашку. В тарельчатых толкателях установлены гидравлические компенсаторы, поэтому необходимость регулировки зазора клапанов отпадает.
Внимание! Достаточно сильный стук в двигателе, появляющийся сразу после запуска, может быть результатом работы гидравлических толкателей. Такое явление может иметь место после запуска двигателя автомобиля, который длительное время не эксплуатировался. Это происходит в результате вытекания масла из гидравлических толкателей, что в свою очередь приводит к образованию люфта в приводе клапанов. В этом случае нет оснований для беспокойства. Через некоторое время шум в работе двигателя исчезнет. Но если один из тарельчатых толкателей и по прошествии некоторого времени будет стучать, в том числе и при прогретом двигателе, то это повод для проверки клапана.
Когда клапан находится в закрытом положении, масло из смазочной магистрали двигателя через желобок попадает в тарельчатый толкатель. Пройдя через обратный клапан толкателя, масло заполняет камеру высокого давления, в которой на этот момент давление отсутствует. Одновременно с этим процессом нажимная пружина плотно прижимает тарельчатый толкатель к кулачку распределительного вала. В момент проворачивания распределительного вала его эксцентричный кулачок давит на тарельчатый толкатель, создавая таким образом избыточное давление в камере высокого давления. Обратный клапан перекрывает отверстие, через которое поступает масло, обеспечивая сохранение поступившего количества масла. А так как масло не поддаётся сжатию, то между тарельчатым толкателем и цилиндром возникает жесткая преграда и клапан силой давления кулачка отжимается вниз.
После закрытия клапана в результате утечки масла образуется незначительный зазор клапана, который компенсируется нажимной пружиной, отжимающей тарельчатый толкатель вверх. В высвободившееся пространство в камере высокого давления после открытия обратного клапана вновь начинает поступать масло и цикл повторяется.
Кулачки распределительного вала касаются тарельчатых толкателей не по их центру, а немного в стороне. Это ведет к тому, что при каждом нажатии кулачка происходит небольшое смещение клапана вокруг своей оси. Это позволяет избежать неравномерного воздействия на клапаны и их неплотного прилегания.
Между блоком цилиндров и головкой блока цилиндров устанавливается прокладка, обеспечивающая герметичность и предотвращающая смешение охлаждающей жидкости и моторного масла. Прокладка устойчива к воздействию высоких температур и перепадам давления.
На дизельных двигателях устанавливается прокладка разной толщины. Толщина прокладки зависит от величины выступа поршней.
Эта статья доступна на болгарском, белорусском, украинском, сербском, хорватском, румынском, польском, словацком, венгерском
Комментарии посетителей