Четырех- и пятицилиндровые двигатели
1. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.
2. Снимите воздушный фильтр на автомобилях с системой впрыска Мопо-Motronic.
3. Слейте в соответствующую ем кость охлаждающую жидкость.
4. Отсоедините от головки блока цилиндров шланги циркуляции охлаждающей жидкости.
5. Снимите крышку распределителя зажигания вместе с проводами высокого напряжения.
6. Отсоедините трос «газа».
7. Пятицилиндровый двигатель. Отсоедините насос гидропривода усилителя рулевого управления и разместите его в моторном отсеке. Шланги гидропривода от насоса не отсоединяйте.
Внимание! Шланги чувствительны к перегибу.
8. Обозначьте соответствующим образом все провода, идущие к головке блока цилиндров, а также к форсункам и впускному коллектору.
9. Отсоедините топливные трубопроводы системы впрыска.
10. Обозначьте вакуумные шланги на впускном коллекторе или на штуцере дроссельной заслонки и отсоедините их.
11. Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозного привода.
12. Снимите верхнюю часть впускного коллектора у пятицилиндровых двигателей. Снимите также клапанные форсунки, но топливные трубопроводы от них пока не отсоединяйте.
13. Уложите клапанные форсунки в чистые, устойчивые к воздействию бензина пластиковые пакеты.
14. Отсоедините штекер ускорителя запуска холодного двигателя. Клапан выверните и отложите в сторону от места работ, не отсоединяя шланг подачи топлива.
15. Обозначьте штекерные соединения системы впрыска топлива и отсоедините их. Штекеры имеют разную окраску.
16. Пятицилиндровый двигатель. Снимите корректор состава горючей смеси вместе с корпусом воздушного фильтра.
17. Отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора.
18. Четырехцилиндровый двигатель. Отсоедините верхний кронштейн крепления генератора. Перед этим ослабьте натяжение клинового ремня.
19. Снимите защитный кожух зубчатого ремня. Ослабьте натяжение зубчатого ремня и снимите его с приводной шестерни распределительного вала.
20. Снимите крышку головки блока цилиндров.
21. Выверните болты крепления головки блока цилиндров. Последовательность вывинчивания болтов обратно противоположная последовательности затяжки (см. иллюстрацию).
Внимание! Головку блока цилиндров надлежит снимать с холодного двигателя. В противном случае снятую с горячего двигателя головку может после остывания «повести».
22. Снимите головку блока цилиндров вместе с закрепленными на ней впускным и выпускным коллекторами, а также распределителем зажигания (пятицилиндровый двигатель). Если головка с трудом отделяется от блока цилиндров, то ослабьте её посадку обстукиванием пластмассовым молотком.
Шестицилиндровый двигатель
Порядок действий по снятию головки блока цилиндров на данном двигателе дан на примере головки левого ряда цилиндров. Снятие головки с правого ряда выполняется аналогично.
23. Снимите защитную крышку двигателя и защитный кожух ручейкового ремня.
24. Снимите ручейковый ремень, см. соответствующую главу.
25. Снимите зубчатый ремень, см. соответствующую главу.
26. Отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора.
27. Слейте охлаждающую жидкость из двигателя через сливное отверстие, а также из радиатора через отверстие внизу справа.
28. Отсоедините рукав коробки возду-хопритока (воздухозаборника) от впускного коллектора.
29. Отсоедините штекер от датчика Холла.
30. Снимите шланги вентиляции картера с левой и правой сторон головки блока цилиндров.
31. Отсоедините шланг подачи воздуха от воздушного фильтра.
32. Отсоедините шланг пониженного давления кондиционера и/или блокировки дифференциала от штуцера с левой стороны дроссельной заслонки.
33. Извлеките из моторного отсека воздухозаборник вместе со шлангами вентиляции картера, подав воздухозаборник назад, а затем подняв весь узел вверх.
34. Извлеките фиксатор троса «газа», отсоедините трос и отложите его в стороне от места работ.
35. Отсоедините штекер датчика температуры забираемого воздуха и клапана стабилизации холостого хода.
36. Отсоедините подающий и отводящий топливные шланги.
37. Отсоедините провод «массы» (-) от крепления за штуцером дроссельной заслонки.
38. Отсоедините шланг от блока управления, расположенного перед штуцером дроссельной заслонки.
39. Отсоедините штекер датчика углового перемещения дроссельной заслонки.
40. Отсоедините шланг электромагнитного клапана адсорбера от штуцера дроссельной заслонки с правой стороны.
41. Снимите все наконечники свечей зажигания
42. Отсоедините все штекеры клапанных форсунок
43. Отсоедините штекер датчика детонационного сгорания и обогрева лямбда-зонда.
44. Отсоедините штекер лямбда-зонда и отложите провода в сторону.
45. Отсоедините штекер датчика давления и температуры моторного масла (на заднем торце левой головки цилиндров).
46. Отсоедините штекер термовыключателя вентилятора обдува радиатора.
47. Отсоедините шланг (синего цвета) обратного клапана, который находится в одном жгуте со шлангами вакуумного усилителя тормозного привода.
48. Отсоедините штекеры на форсунках с левой и правой сторон.
49. Отсоедините кронштейн крепления трубы гидропривода, установленный на впускном коллекторе. Гидропривод не разъединяйте.
50. Отсоедините впускной коллектор и снимите его.
51. Отверстия коллектора заглушите чистой ветошью.
52. Отсоедините трубку охлаждающей жидкости от заднего торца головки цилиндров.
53. Отсоедините трубку газоанализатора.
54. Снимите лямбда-зонд.
55. Выверните болты крепления и снимите теплозащитный щиток выпускного коллектора.
56. Снимите крышку головки блока цилиндров.
57. Снимите задний защитный кожух зубчатого ремня.
58. Отсоедините от головки цилиндров шланг от бачка к насосу гидропривода усилителя рулевого управления.
59. Выверните болты крепления головки цилиндров. Последовательность отвинчивания болтов противоположная порядку их затяжки (см. иллюстрацию 8.21).
Внимание! Снятие головки блока цилиндров выполняйте с холодного двигателя. Горячую головку после снятия может «повести».
60. Снимите головку блока цилиндров. Если из-за плотной посадки головка не отсоединяется, то обстучите её пластмассовым молотком.
Проверка
61. Удалите прежнюю уплотнительную прокладку. Уплотняемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми, без остатков уплотнительной массы.
Внимание! Не зачищайте уплотняемые поверхности головки блока цилиндров с помощью острых инструментов. Образовавшиеся задиры или царапины могут стать причиной последующего повреждения головки.
62. Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие искривлений. Это особенно необходимо выполнять, если имело место прогорание прокладки.
63. У становите длинную металлическую линейку или угольник вдоль зачищенной уплотняемой поверхности головки и с помощью шаблона убедитесь в отсутствии искривлений свыше 0,1 мм. Если искривление больше указанного значения, то головку блока цилиндров следует отшлифовать.
Доработка головки блока цилиндров допускается в определенных пределах. Допустимая минимальная высота головки четырехцилиндровых двигателей составляет 132,6 мм, а 5-и 6-цилиндровых 132,75 мм.
Установка
64. Смажьте направляющие гидравлических толкателей тонким слоем смазки, если будет устанавливаться новая головка цилиндров или головка из подменного фонда.
65. Смажьте распределительный вал и установите его на место (см. соответствующую главу).
Внимание! Резьба болтов крепления головки и резьба отверстий под болты крепления в блоке цилиндров должна быть чистой и без повреждений. В противном случае момент затяжки болтов не будет соответствовать номинальному. В отверстиях под болты не должно быть масла или жидкости. Невыполнение этого условия может привести к разрыву металла блока цилиндров.
66. Поверните коленчатый вал против направления вращения, чтобы ни один из поршней не находится в ВМТ. В противном случае в момент установки головки блока цилиндров открытый клапан может удариться о поршень.
67. Уложите прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров так, чтобы её маркировка или надпись «OBEN» (верх) была обращена к головке блока.
68. Установите на место головку блока цилиндров. С этой целью мастерские при работе с 4- и 5-цилиндровыми двигателями пользуются двумя направляющими пальцами, которые позволяют избежать смещения как самой головки так и прокладки в момент установки. Направляющие пальцы можно изготовить самостоятельно, отпилив головки у двух старых болтов крепления головки и пропилив шлиц под отвертку. После ввертывания нескольких болтов крепления головки эти направляющие пальцы вывертываются с помощью отвертки, а на их место вворачиваются болты крепления.
69. Вверните все болты крепления головки блока цилиндров и затяните их в последовательности как показано на иллюстрации 8.21. Затягивание болтов выполняется в зависимости от типа двигателя в два или три этапа.
Четырех- и пятицилиндровые двигатели
1-й этап. Вверните болты динамометрическим ключом с моментом 40 Нм.
2-й этап. Подтяните болты динамометрическим ключом с моментом 60 Нм.
3-й этап. Доверните болты гаечным ключом на пол-оборота, не прерывая при этом поступательного движения ключа. Допускается выполнение этой операции двумя доворотами по четверти оборота каждый. Последовательность доворачивания болтов такая же, что и при их вворачивании и затяжке.
Шестицилиндровые двигатели
1-й этап. Вверните болты динамометрическим ключом с моментом 60 Нм.
2-й этап. Доверните болты гаечным ключом на пол-оборота, не преры вая при этом поступательного движения ключа. Допускается выполнение этой операции двумя доворотами по четверти оборота каждый. Последовательность поворачивания болтов такая же, что и при их вворачивании и затяжке.
После выполнения доворота затяжка болтов закончена. Последующее их подтягивание не допускается.
При установке троса «газа» и клапанных форсунок у пятицилиндрового двигателя особое внимание обратите на их правильное положение.
Внимание! Соблюдайте последовательность затягивания болтов крепления впускного коллектора у шестицилиндровых двигателей.
70. Проверьте угол опережения зажигания после полной установки головки блока цилиндров четырех- и пятицилиндровых двигателей.
Внимание! Если головка блока цилиндров снималась из-за поврежденной прокладки головки, то охлаждающую жидкость следует полностью слить и заменить на новую. То же самое относится и к замене головки блока цилиндров.
Дефектную прокладку головки блока цилиндров можно распознать по одному или нескольким нижеследующим признакам:
- а) потеря охлаждающей жидкости,
- б) облака белых газов из выхлопной трубы,
- в) при работающем двигателе из расширительного бачка с охлаждающей жидкостью выходят пузырьки воздуха, а при открытии крышки бачка происходит активная утечка охлаждающей жидкости в виде пены,
- г) серая или коричневая эмульсия стержневом указателе уровня моторного масла из-за попадания охлаждающей жидкости в моторное масло.
Внимание! Охлаждающая жидкость в системе смазки двигателя может стать причиной разрушения подшипников. Немедленно замените прокладку головки блока цилиндров. Двигатель не запускайте! Доставку автомобиля в мастерскую выполняйте методом погрузки на платформу.
Комментарии посетителей