Внимание: Ниже приведено описание снятия для бензинового двигателя Т.к. процедура для других двигателей отличается, перед поднятием головки цилиндров еще раз проверьте, чтобы все трубопроводы и прочие соединения от и к головке цилиндров были рассоединены. Особенности для дизельного двигателя приводятся в конце главы.
Головку цилиндров снимать только на холодном двигателе. Впускной и выпускной коллекторы остаются подключены.
Снятие
Отсоединить массу батареи.
Слить охлаждающую жидкость и снять воздушный фильтр.
5-ти цилиндровый двигатель: снять верхнюю часть впускного коллектора.
Отвинтить планку генератора на головке цилиндров.
Снять шланг системы охлаждения на головке цилиндров и впускном коллекторе.
Снять вакуумные шланги низкого давления на выпускном коллекторе и карбюраторе. Для последующей установки пометить их липкой лентой.
Отсоединить привод газа, фиксатор не удалять.
Отсоединить привод холодного старта.
Отсоединить подающий топливопровод на карбюраторе и заткнуть подходящей заглушкой.
Разъединить штекерное соединение подогрева впускного коллектора и клапана отключения холостого хода. Ослабить кабельные хомуты на крышке головки цилиндров.
Отсоединить электропровод и коричневый вакуумный трубопровод от управляющего клапана на карбюраторе.
Снять приемную трубу глушителя на выпускном коллекторе.
Снять верхнюю крышку зубчатого ремня.
Ослабить зубчатый ремень и снять сверху с распредвала.
Пометить и отсоединить электропровод от датчика температуры.
Отсоединить наконечники свечей зажигания.
Отсоединить вакуумный шланг распределителя зажигания на карбюраторе.
Отвинтить отстойник на крышке головки цилиндров и отложить в сторону заткнув трубки.
Пометить и снять вместе с крышкой головки цилиндров держатель. Вынуть маслоотражатель.
Отвинтить болты головки цилиндров ключом с внутренними зубьями (например, HAZET 990Slg-12).
Внимание: Болты должны ослабляться в порядке номеров (от 10 до 1) или от 12 до 1.
Вынуть головку цилиндров и положить на 2 деревянных бруска. Вынуть прокладку головки цилиндров.
![](https://www.audimanual.ru/img/80/2347.jpg)
Установка
Перед установкой головки цилиндров очистить стыковочные поверхности шабером от остатков прокладки. Следить за тем, чтобы в отверстие под поршни не попала грязь. Отверстия закрыть тканью.
Проверить стыковочную поверхность головки цилиндров на плоскостность стальной линейкой.
![](https://www.audimanual.ru/img/80/2348.jpg)
Допустимое отклонение от плоскостности не более 0,1 мм. Проверить следует щупом.
![](https://www.audimanual.ru/img/80/2349.jpg)
Минимальный размер обработки для головки цилиндров. Минимальная высота 4-х цилиндровый двигатель а=132,6 мм, 5-ти цилиндровый двигатель: 132,75 мм.
Внимание: Головка цилиндров дизельного двигателя обработке не подлежит.
![](https://www.audimanual.ru/img/80/2350.jpg)
Головки цилиндров с трещинами между седлами клапанов и первыми витками резьбы подсвечу зажигания могут применяться дальше и могут ремонтироваться без снижения срока их службы, если ширина трещин не превышает величины а = 0,5 мм.
Заменить прокладку головки цилиндров.
Надпись "OBEN" (ввepx") должна быть обращена к головке цилиндров. Прокладки установить без герметика. У дизельного двигателя следить, чтобы использовалась требуемая прокладка головки цилиндров.
Для центровки головки цилиндров следует использовать направляющие оправки. Для этого у двух старых болтов для крепления головки цилиндров срезать головки и прорезать пазы под отвертку.
Ввинтить направляющие штифты (болты с обрезанными головками) в отверстия 8 и 10, у 5-ти цилиндрового двигателя 9 и 10.
Повернуть коленвал так, чтобы все поршни были на одинаковой высоте.
Надеть головку цилиндров.
Остальные 8 или 10 болтов головки цилиндров с шайбами ввернуть усилием руки. Болты обязательно заменить.
Вывернуть направляющие штифты отверткой, вставить оставшиеся 2 болта с шайбами и затянуть усилием руки.
Внимание: Затяжку болтов головки цилиндров следует производить с предельной осторожностью. Перед затяжкой проверить точность динамометрического ключа. Болты следует затягивать на холодном двигателе.
4-х цилиндровый двигатель
![](https://www.audimanual.ru/img/80/2351.jpg)
5-ти цилиндровый двигатель
![](https://www.audimanual.ru/img/80/2352.jpg)
Болты головки цилиндров затягиваются в 3 этапа. Болты на каждом этапе затягивать в последовательности от 1 до 10 или от 1 до 12.
- 1-й этап: динамометрическим ключом, усилием 40 Нм
- 2-й этап: динамометрическим ключом, усилием 60 Нм
- 3-й этап: довернуть на ½ оборота (180°) жестким ключом. Допустимо довернуть 2 раза по 90°.
При затягивании соблюдать угол поворота. Надеть ключ, чтобы рукоятка была вновь вдоль двигателя. Повернуть на ¼ оборота (90°). Рукоятка поперек двигателя. Еще на ¼ оборота (90°) рукоятка вновь вдоль двигателя.
Внимание: Затяжка болтов головки цилиндров на горячем двигателе (для бензинового двигателя) недопустима. На дизельном двигателе болты затягивать на прогретом двигателе.
Установить зубчатый ремень.
Внимание: При установке ремонтного комплекта головки цилиндров с установленным распредвалом следует смазать поверхность соприкосновения между тарельчатым толкателем и кулачком.
Привинтить крышку головки цилиндров с маслоотражателем и новыми прокладками с усилием 10 Нм. Одновременно привинтить отстойник и кабель массы карбюратора.
Установить крышку головки цилиндров 5-ти цилиндрового двигателя и установить крышку зубчатого ремня.
Установить планку генератора. Натянуть клиновой ремень.
Установить приемную трубу глушителя на выпускной коллектор.
Соединить электропровода подогрева впускного коллектора и клапана отключения холостого хода. Затянуть кабельный хомут на крышке головки цилиндров. Присоединить электропровод и коричневый трубопровод к управляющему клапану.
Присоединить вакуумный шланги к впускному коллектору и карбюратору в соответствии с метками. Если требуется, затянуть шланги винтовыми хомутами.
Присоединить привод газа.
Присоединить и отрегулировать привод холодного старта.
Присоединить к карбюратору подающий топливопровод и затянуть хомут.
Надеть на карбюратор вакуумный шланг распределителя зажигания.
Присоединить все шланги системы зажигания и затянуть хомуты. Залить новую охлаждающую жидкость.
Подключить провод к датчику температуры. Надеть наконечники свечей зажигания.
5-ти цилиндровый двигатель: Установить верхнюю часть впускного коллектора.
Установить воздушный фильтр.
Проверить уровень масла в двигателе. Если прокладка головки цилиндров была неисправна, заменить масло.
Присоединить кабель массы батареи.
При прогретом двигателе проверить уровень охлаждающей жидкости. Проверить герметичность шлангов и соединений системы охлаждения.
Проверить момент зажигания.
Проверить регулировку холостого хода.
Дизельный двигатель
Снятие
Отсоединить электропровода от клапана отключения подачи топлива и свечей накаливания.
Очистить и отвинтить трубопроводы впуска на насосе и форсунках. Заткнуть отверстия соответствующими пробками.
Снять свечи накаливания и форсунки.
Установка
В зависимости от размеров поршней устанавливаются различные по толщине прокладки головки блока.
При замене учитывать обозначение прокладок и новую прокладку устанавливать только с таким же обозначением. Черная стрелка = номер детали, белая стрелка = засечки.
Болты головки цилиндров затягивать при прогретом двигателе. Для этого мотор прогреть и оставить работать на холостом ходу пока не включится вентилятор радиатора. (Температура масла свыше 50°С). Довернуть болты на ¼ оборота (90°) жестким ключом, предварительно не ослабляя и не снимая ключа. Соблюдать последовательность затяжки.
Установить свечи накаливания.
![](https://www.audimanual.ru/img/80/2353.jpg)
Установить форсунки.
Очистить подключение топливопровода высокого давления и затянуть накидную гайку усилием 25 Нм.
Присоединить электропровода на клапан отключения топлива и свечи накаливания.
Проверить начало подачи топливного насоса высокого давления.
Только для двигателя 1,6 л: Примерно через 1000 км после ремонта болты головки цилиндров следует дотянуть. Для этого довернуть болты на ¼ оборота (90°) жестким ключом, предварительно не ослабляя и не снимая ключа. Соблюдать последовательность затяжки. Затяжку болтов можно производить на холодном и на теплом двигателе.
Комментарии посетителей