Принцип регулировки
Расстояние между осью дифференциала и торцом ведущей шестерни определяет расположение пятна контакта а зацеплении шестерен главной передачи. При установке вторичного вала в коробку передач это расстояние влияет на степень износа и шумность шестерен главной передачи. Поэтому оно должно регулироваться с особой тщательностью с помощью специального инструмента.
Исходной для регулировки величиной является расчетная величина расстояния между осью дифференциала и торцом ведущей шестерни (постоянный размер «Ro», равный 50,70 мм, см. схему), корректируемый поправкой «r», определяемой при изготовлении ведущей шестерни Величина поправки «r» указана в сотых долях миллиметра всегда со знаком «+» на ведомой шестерне главной передачи. Например, если на ведомой шестерне нанесена метка «25», это означает, что «r» равно 0,25 мм. Регулировка заключается в том, чтобы постановкой регулировочного кольца S3 нужной толщины под наружное кольцо заднего подшипника вторичного вала сместить ведущую шестерню в картере коробки передач.
Определение величины поправки «r»
Примечание. Данный замер производится, если на ведомой шестерне главной передачи отсутствует маркировка поправки «r» в сотых долях миллиметра от номинального положения ведущей шестерни, а также если были заменены детали, непосредственно влияющие на положение ведущей шестерни главной передачи (задний двухрядный конический роликоподшипник вторичного вала, картер или задняя крышка коробкя передач, подшипник шестерни I передачи).
Снять заднюю крышку коробки передач.
Установить установочную скобу VW 381/11 и закрепить ее строго под прямым утлом относительно вторичного вала, завернув с руки два болта М6х50.
Затянуто болты моментом 200 Н·см с помощью динамометрического ключа.
Ведущая шестерня после затяжки болтов занимает положение, которое она занимала при установленной задней крышки коробки передач. Эта операция должна выполняться очень тщательно всякий раз, когда регулируется расстояние между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала.
Снять дифференциал.
Установить в картер сцепления измерительную оправку VW 385 с индикатором VW 385-30 с предварительным натягом ножки 2 мм. Установить стрелку на «нуль».
Определить расчетную величину размера «r», предъявляющего собой отклонение от размера «Ro», по максимальному отклонению стрелки индикатора (до точки начала движения о обратном направлении).
При замене деталей подбором толщины регулировочного кольца добиться с максимально возможной точности сохранения размера «r».
Подбор регулировочного кольца заднего подшипника вторичного вала
I. После замены деталей, определяющих положение ведущей шестерни главной передачи.
Запрессовать в картер коробки передач наружное кольцо заднего двухрядного конического роликоподшипника вторичного вала вместе со старым регулировочным кольцом «S3».
Установить подобранный вторичный вал в картер коробки передач и запрессовать второе внутреннее кольцо заднего подшипника вторичного вала.
Зажать картер коробки передач в тисках с накладками из мягкого материала и затянуть гайку на заднем конце вторичного вала моментом 10,0 кгс·м.
Установить на картер коробки передач новую прокладку, соединить картер коробки передач вместе со вторичным валом с картером сцепления и закрепить их четырьмя болтами.
Снова измерить величину «r» с помощью универсальной измерительной оправки VW 385/1.
Если «r1» меньше, чем «r», то необходимо поставить регулировочное кольцо увеличенной толщины. Если «r1», больше, чем «r», надо установить регулировочное кольцо меньшей толщины.
Пример. Допустим, что величина «r» равна 0,45 мм, а величина «r1» — 0,36 мм. Величина «r1» меньше, чем «r». Поэтому толщину регулировочного кольца необходимо увеличить на величину разности между «r» и «r1». По формуле S3=S'3+(r-r1) определим толщину регулировочного кольца, устанавливаемого под наружное кольцо заднего подшипника вторичного вала, где:
S3 — толщина нового регулировочного кольца;
S'3 — толщина старого регулировочного кольца, равная, предположим, 0,80 мм;
г — расчетная величина поправки к номинальному положению ведущей шестерни главной передачи;
г1 — действительная величина поправки к номинальному положению ведущей шестерни главной передачи.
S3=0,80+(0,45-0,36)=0,80+0,09=0,89 мм
II. После замены главной передачи
Примечание. Описанная ниже методика подбора регулировочного кольца заднего подшипника вторичного вала применяется только в случае замены главной передачи. Если были заменены какие-либо детали, определяющие положение ведущей шестерни главной передачи, подбор производится, как указано выше.
Запрессовать в заднюю крышку картера коробки передач наружное кольцо заднего подшипника вторичного вала без старого регулировочного кольца «S3», используя опорное кольцо 30-205 и оправки 30-505 и VW 412.
Установить вторичный вал в заднюю крышку картера коробки передач и напрессовать внутреннее заднего подшипника вторичного вала.
Повернуть вторичный вал несколько раз в обоих направлениях.
Зажать картер коробки передач в тисках с накладками из мягкого материала и затянуть гайку на заднем конце вторичного вала моментом 10,0 кгс·м.
Установить на картер коробки передач новую прокладку, соединить картер коробки передач вместе со вторичным валом с картером сцепления и закрепить их четырьмя болтами.
Установить установочную скобу VW 381/11 и закрепить ее строго под прямым углом относительно вторичного вала, завернув от руки два болта М8х50.
Затянуть болты моментом 200 Н·см с помощью динамометрического ключа.
Ведущая шестерня после затяжки болтов занимает положение, которое она занимала при установленной задней крышке коробки передач. Эта операция должна выполняться очень тщательно всякий раз. когда регулируется расстояние между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала.
Установите подвижное регулировочное кольцо измерительной оправки VW 385/1 на размер «а» (см. фото), равный 50 мм.
Присоединить к измерительной оправке индикатор «С» со шкалой 0-3 мм и удлинителем длиной 12,3 мм.
Отрегулировать калибр VW 385/30 на расчетное расстояние «Ro» между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала, равное 50,70 мм, и установить калибр на измерительную оправку. Установить стрелку индикатора на нуль при предварительном натяге ножки 2 мм.
С помощью винта с насечкой переместить подвижное регулировочное кольцо назад до упора.
Установить кольцо VW 385/17 на головку ведущей шестерни и вставить универсальную измерительную оправку в картер сцепления.
Предупреждение. Во время измерения ножка удлинителя индикатора должна постоянно упираться в кольцо, чтобы не допустить сдвига кольца с головки ведущей шестерни при отводе ножки.
Установить крышку коробки дифференциала с запрессованным наружным подшипником дифференциала и закрепить ее четырьмя болтами.
Оттянуть насколько возможно вторую установочную шайбу с помощью подвижного регулировочного кольца так, чтобы можно было едва вручную поворачивать измерительную оправку.
Немного повернуть измерительную оправку в обоих направлениях так, чтобы ножка индикатора уперлась в кольцо, установленное на головку ведущей шестерни, а стрелка индикатора отклонилась (до точки начала движения в обратном направлении). Пусть измеренная таким образом величина «r» составила 0,15 мм.
Рассчитать толщину регулировочного кольца «S3» по формуле:
S3=r1+r,
где:
r1 — измеренная величина по максимальному отклонению стрелки индикатора;
r — величина поправки к номинальному положению ведущей шестерни главной передачи, маркированная на ведомой шестерне или измеренная, как в нашем случае, и равная 0,45 мм.
Пример. «r1» равно 0,15 мм; «r» — 0,45 мм.
S3=0,15+0,45=0,60 мм.
Поскольку пределы допусков толщины регулировочных колец известны, во всех случаях можно точно подобрать регулировочное кольцо «S3» вычисленной толщины.
Проверка регулировки расстояния между торцом ведущей шестерни и осыо дифференциала
Установить вторичный вал, запрессовать наружное кольцо заднего подшипника, поставив подобранное регулировочное кольцо «S3».
Установить универсальную измерительную оправку и произвести контрольный замер.
При правильно подобранном регулировочном кольце индикатор должен показывать величину поправки «r» с отклонением ±0,04 мм. Считывание показаний индикатора производить в направлении против часовой стрелки.
Регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи и предварительный натяг подшипников коробки дифференциала
Данная регулировка необходима при замене главной передачи картера коробки передач, коробки дифференциала и подшипников, а также при регулировке расстояния между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала.
Подшипники дифференциала должны устанавливаться с предварительным натягом 0,40 мм.
Предварительный натяг подшипников дифференциала и боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи обеспечиваются подбором толщины регулировочных колец S1 и S2 (см. схему).
Регулировка и измерение расстояния между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала и бокового зазора в зацеплении шестерым главной передачи:
1 — задний комический роликоподшипник вторичного вала;
2 — подшипник дифференциала;
3 — картер сцепления;
R0 — расчетное расстояние между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала;
r — поправка к рассчётному расстоянию между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала (наносится на ведомые шестерни, поставляемые в запчасти);
S1, S2 — регулировочное кольцо предварительного натяга подшипников дифференциала;
S3 — регулировочное кольцо расстояния между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала
Снять уплотнительные кольца, выпрессовать из картера сцепления наружные кольца подшипников дифференциала и извлечь регулировочные кольца.
Запрессовать наружное кольцо конического роликоподшипника со стороны, противоположной зубьям ведомой шестерни главной передачи, с установочным кольцом «А» (см. схему) толщиной 1,20 мм.
Запрессовать до упора наружное кольцо подшипника дифференциала со стороны зубьев ведомой шестерни без регулировочного кольца.
Установить дифференциал с напрессованными внутренними кольцами подшипников без ведущей шестерни привода спидометра, установить крышку дифференциала и затянуть гайки болтов ее крепления крест-накрест.
Установить дифференциал так, чтобы его ось находилась в вертикальной плоскости (см. схему).
Установить опорную оправку VW 385/17 индикатора на коробку дифференциала.
Закрепить при помощи приспособления VW 387 индикатор со шкалой 0-3 мм с удлинителем VW 322/8 длиной 22 мм. Ножку индикатора установить на опорную оправку с предварительным натягом 1 мм. В этом положении зафиксировать индикатор и установить его на «нуль».
Установить зажимную втулку VW 521/4 с втулкой VW 521/8 на крышку дифференциала (см. схему).
Перемещая дифференциал вверх-вниз, определить по индикатору осевое перемещение «В» дифференциала, которое, допустим, равно 0,30 мм.
Предупреждение. Чтобы точно измерить осевое перемещение дифференциала, во время измерения не поворачивать дифференциал, исключив тем самым самоустановку подшипников.
По формуле Sоб=A+B+C подсчитать общую толщину регулировочных колец подшипников коробки дифференциала, где:
Sоб — общая толщина регулировочных колец «S1» и «S2» (см. схему) подшипников коробки дифференциала;
А — толщина установочного кольца, равная 1,20 мм;
В — величина осевого перемещения дифференциала;
С — величина предварительного натяга подшипников коробки дифференциала.
Sоб=1,20+0,30+0,40=1,90 мм.
По формуле S1=В+С временно определить толщину регулировочного кольца «S1» подшипника дифференциала, устанавливаемого со стороны, обратной зубьям ведомой шестерни.
S1=0,30+0,40=0,70 мм.
Снять крышку дифференциала, выпрессовать наружное кольцо подшипника и установить регулировочное кольцо «S1» толщиной 0,70 мм.
Запрессовать наружное кольцо подшипника дифференциала и установить крышку дифференциала.
Установить вторичный вал с подобранным кольцом «S3», определяющим расстояние между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала (методика подбора описана выше).
Несколько раз повернуть дифференциал для самоустановки подшипников.
Установить приборы для измерения бокового зазора между зубьями ведущей и ведомой шестерен при вращении дифференциала и при неподвижном вторичном вале; замер выполняется по диаметру на расстоянии 71 мм от оси дифференциала. Боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен должен быть в пределах 0,10-0,20 мм.
Установить установочную скобу VW 381/11 и закрепить ее строго под прямым углом относительно вторичного вала, завернув от руки два болта М8х50.
Затянуть болты моментом 200 Н·см с помощью динамометрического ключа.
Ведущая шестерня после затяжки болтов занимает положение, которое она занимала при установленной задней крышке коробки передач. Эта операция должна выполняться очень тщательно всякий раз, когда регулируется расстояние между торцом ведущей шестерни и осью дифференциала.
Повернуть до упора ведомую шестерню и установить индикатор 8 нулевое положение. Возвратить вращением ведомую шестерню до упора назад и замерить боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен. Записать показания индикатора.
Отпустить стопорный болт зажимной втулки дифференциале и болты крепления установочной скобы вторичного вала.
Повторить трижды вышеуказанную операцию, всякий раз проворачивая ведомую шестерню на 90°.
Предупреждение. Если получаемые при замере величины отличаются одна от другой более чем на 0,06 мм, значит ведомая шестерня или главная пара установлены неправильно. Проверить правильность сборки и при необходимости заменить главную пару.
Рассчитать среднюю величину бокового зазора между зубьями ведущей и ведомой шестерен.
Пример. Допустим, величина бокового зазора при первом замере равна 0,45 мм, при втором — 0,47 мм, при третьем — 0,46 мм, при четвертом — 0,46 мм, т.е. средняя величина зазора равна (0,45+0,47+0,46+0,46).46)/4=0,46 мм.
Рассчитать толщину регулировочного кольца « S2» пс формуле S2=(A-B)+C, где:
S2 — толщина регулировочного кольца, устанавливаемого под наружное кольцо подшипника дифференциала со стороны зубчатого венца ведомой шестерни;
А — толщина установочного кольца, равная 1,20 мм;
В — величина среднего бокового зазора между зубьями ведущей и ведомой шестерен;
С — расчетная толщина кольца «SS2» (постоянная), равная 0,15 мм.
Пример. В нашем примере «А» равно 1,20 мм, «В» — 0,46 мм, «С» — 0,15 мм.
S2=(1,20—0,46)+0,15=0,89 мм.
Рассчитать толщину регулировочного кольца «S1» под наружное кольцо подшипника дифференциала, устанавливаемого со стороны зубчатого венца ведомой шестерни, по формуле S1=Sоб-S2.
Пример. В нашем примере «Sоб» равно 1,90 мм, «S2» — 0,89 мм.
S1—1,90-0,89=1,01 мм.
Поскольку толщина регулировочных колец известна, во всех случаях можно с высокой точностью подобрать регулировочные кольца вычисленной толщины.
Измерить толщину регулировочных колец по окружности микрометром в нескольких точках. Кроме того, убедиться в отсутствии на поверхности колец заусениц и иных дефектов.
Установить, соблюдая описанные выше приемы, под наружные кольца регулировочные кольца требуемой толщины «S1» и «S2» подшипников коробки дифференциала.
Измерить боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен в четырех точках по окружности. Зазор должен быть в пределах 0,10-0,20 мм.
Предупреждение. Результаты замеров не должны отличаться друг от друга более, чем на 0,05 мм.
В случае установки новых подшипников проверить момент сопротивления проворачиванию дифференциала, который должен быть равен 250 Н·см.
Расчет толщины регулировочных колец задних подшипников первичного и вторичного валов
Примечание. Данная операция должна производиться очень тщательно, поскольку толщина регулировочной шайбы и уплотнительной прокладки влияют на положение ведущей шестерни главной передачи. Измерения должны производиться с напрессованными до упора наружными кольцами подшипников.
Для подбора толщины регулировочных колец подшипников необходимо определить следующие размеры (см. рисунок):
a — выступание шарикоподшипника первичного вала из картера коробки передач;
b — выступание конического роликоподшипника вторичного вала из картера коробки передач;
c — утопание опорной поверхности заднего подшипника вторичного вала в задней крышке коробки передач;
d — утопание опорной поверхности заднего подшипника первичного вала в задней крышке коробки передач;
s — толщина регулировочного кольца заднего подшипника вторичного вала;
v — толщина регулировочного кольца заднего подшипника первичного вала;
e — толщина уплотнительной прокладки.
Определить с помощью глубиномера размеры «а», «b», «с» и «d».
Схема подбора регулировочных колец при установке задних подшипников первичного и вторичного валов в заднюю крошку коробки передач:
a — выступание заднего подшипника первичного вала;
b — выступание заднего подшипника вторичного вала;
c — утопание опорной поверхности заднего подшипника вторичного вала;
d — утопание опорной поверхности заднего подшипника первичного вала;
e — толщина уплотнительной прокладки;
v — толщина регулировочного колких заднего подшипника первичного вала;
s — толщина регулировочного кольца заднего подшипника вторичного вала.
Подшипник первичного вала некоторых коробок передач комбинированный (роликошариковый). В этом случае ставится уплотнительная прокладка толщиной 0,40 мм, а регулировка осевого перемещения подшипников осуществляется подбором толщины регулировочных колец, устанавливаемых под подшипники первичного и вторичного валов.
На других КП необходимое выступание заднего подшипника первичного вала обеспечивается установкой уплотнительной прокладки толщиной 0,30 или 0,40 мм.
Задние подшипники первичного и вторичного волов устанавливаются с предварительным натягом 0,10 мм, обеспечиваемым сжиманием уплотнительной прокладки. На КП с шариколодшипником первичною вала толщина прокладки подбирается, исходя из величины размера «а». Если размер «а» составляет 0,20-0,26 мм, следует ставить прокладку толщиной 0,30 мм. Если размер «а» находится а интервале 0,27-0,42 мм, необходимо поставить прокладку толщиной 0,40 мм. На КП с комбинированным подшипником первичного вала толщина прокладки постоянна и равна 0,40 мм.
Рассчитать толщину регулировочных колец по формулам:
s=с-b+0,3,
v=d-а+0,4.
Комментарии посетителей