Катализатор состоит из имеющего сотовую структуру керамического монолита, покрытого защитным слоем. На защитном слое находятся соли благородных металлов, обеспечивающих процесс очистки ОГ. В корпусе катализатора находится опорный изолятор, который компенсирующий тепловое расширение.
Бензиновые двигатели
Благодаря электронному управлению системой впрыска топлива в сочетании с информацией от.лямбда-зонда, впрыск топлива в камеры сгорания происходит дозировано с таким расчетом, чтобы катализатор мог снижать уровень вредных веществ в ОГ. Лямбда-зонд представляет из себя электрический датчик, реагирующий на содержание остатков кислорода в отработавших газах колебаниями электрического напряжения, что в итоге позволяет блоку управления дать оценку составу топливно-воздушной смеси. Блок управления системой впрыска может за доли секунды изменять соотношение топлива и воздуха. Это, с одной стороны, необходимо потому, что постоянно меняются условия эксплуатации («полный газ», холостой ход), а с другой стороны, потому, что дожигание в катализаторе происходит только тогда, когда в отработавших газах содержится достаточная доля бензина.
Для того, чтобы при температуре от +300" до +800° С в катализаторе вообще шли процессы дожигания, топливовоздушная смесь должна иметь большую долю топлива, чем это необходимо для простого сжигания.
Катализатор на автомобилях с дизельным двигателем
В отличие от катализаторов, устанавливаемых на бензиновых двигателях, у автомобилей с дизельным двигателем используются нерегулируемые катализаторы окислительного типа. Регулирование содержания вредных веществ с помощью лямбда-зонда в данном случае не требуется.
Такой катализатор преобразует содержащиеся в ОГ угарный газ и углеводородные соединения в углекислый газ (СО2) и воду (Н2О). Кроме того, он нейтрализует характерный для дизельного двигателя запах сгоревшего топлива.
Высокое содержание окислов азота (NОх) в отработавших газах снижается в результате действия системы рециркуляции отработавших газов.
Клапан системы рециркуляции отработавших газов расположен на впускном коллекторе и приводится в действие от низкого давления (см. иллюстрацию 2.0). Его задачей является отвод части отработавших газов назад в камеру сгорания, чтобы снизить температуру воспламенения топливно-воздушной смеси и тем самым уменьшить содержание вредных веществ в ОГ.
Система впрыска топлива Motronic предусматривает дожигание несгоревших частиц и пр. посредством подачи отдельным воздушным насосом свежего воздуха к выпускным клапанам.
Обслуживание автомобилей с катализатором
Чтобы избежать повреждений катализатора, необходимо строго выполнять следующие рекомендации:
Автомобили с бензиновым двигателем
Заправляйтесь только неэтилированным бензином.
Не рекомендуется выполнять принудительный запуск двигателя с толчка или буксировкой. При необходимости допускается только лишь одна попытка на расстояние не более 50 метров. В этом случае лучше всего воспользоваться вспомогательным аккумулятором. Несгоревшее топливо при воспламенении может вызвать перегрев и разрушение катализатора.
При затрудненном запуске двигателя не работайте стартером слишком долго. При запуске двигателя непрерывно впрыскивается топливо. В таких случаях нужно найти и устранить причину неисправности.
Следите за количеством топлива в баке и не допускайте его «опустошения».
Если наблюдаются пропуски зажигания, то необходимо избегать высоких оборотов двигателя и немедленно устранить неисправность. При выявлении дефекта не допускайте впрыска топлива при включении стартера. Для этого снимите управляющее реле системы впрыска топлива или же реле топливного насоса.
Устанавливайте только те типы свечей зажигания, которые рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля.
Не проводите проверок новообразования снятым наконечником свечи зажигания.
Не проводите сравнение цилиндров (балансный тест) путем отключения воспламенения в камере сгорания одного цилиндра. При таком отключении, в том числе и с помощью стенда для проверки работы двигателя, несгоревшее топливо попадаете катализатор.
Автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями
Не ставьте автомобиль на стоянку над сухой листвой или травой. Система выпуска ОГ в области катализатора имеет очень высокую температуру и испускает тепло даже после выключения двигателя.
Не наносите антикоррозийную защиту для днища кузова на детали системы ОГ.
Не изменяйте теплозащитных щитков системы ОГ.
При заправке и доливании моторного масла обращайте особое внимание на то, чтобы не была превышена максимальная метка уровня масла на щупе. Лишнее масло из-за неполного сгорания попадает в катализатор и может повредить благородный металл или полностью разрушить катализатор.
Комментарии посетителей