Рис. 25. Схема карбюратора К126Г и дополнительной смесительной камеры (слева).
1. Главное дозирующее устройство, имеющееся в каждой камере карбюратора, состоит из большого 25 и малого 3 диффузоров и двух главных жиклеров: топливных 18 и воздушных 2. Через главные воздушные жиклеры воздух поступает внутрь эмульсионных трубок 1, в которых имеется ряд отверстий, а через топливные жиклеры, каналы, распылители — приготовляемая горючая смесь.
2. Дополнительная дозирующая система — экономайзер. Применяется для обогащения смеси на максимальных оборотах коленвала при полной нагрузке. При открытии дроссельных заслонок, близком к полному, под действием разрежения дополнительное количество топлива через жиклер экономайзера 26 и распылитель 4 поступает в дополнительную камеру, обогащая смесь.
3. Ускорительный насос — поршневой, подающий в смесительную камеру дополнительную порцию топлива при резком открытии дроссельной заслонки. Он предотвращает «провал» в работе двигателя.
Примечание. Ускорительный насос и экономайзер имеют общий механический привод. Однако сначала осуществляется нагнетательный ход поршня 12 ускорительного насоса, а затем вступает в работу плунжер 11 экономайзера.
Ускорительный насос включает в себя обратный шариковый клапан 16 и нагнетательный клапан 6. Топливо из ускорительного насоса поступает в основную камеру через распылитель 5. Положение поршня ускорительного насоса регулируется изменением зазора между регулировочной гайкой поршня и планкой привода. При полностью открытых дроссельных заслонках зазор должен быть в пределах 3±0,2 мм.
4. Система холостого хода — устройство, в котором образуется горючая смесь на холостом ходу и при малых нагрузках. Система холостого хода имеется только в основной смесительной камере. Система состоит из топливного жиклера 9, воздушного жиклера 10 и трех отверстий в смесительной камере. В нижнем отверстии находится регулировочный винт 23 для регулирования состава горючей смеси при работе двигателя на холостом ходу. В канал системы холостого хода введен винт 22 ограничителя токсичности, которым можно пользоваться только при регулировке двигателя для определения содержания окиси углерода (СО) в выхлопных газах. Третье отверстие в первичной смесительной камере 30 относится к переходной системе.
5. Переходная система вторичной камеры — дополнительная дозирующая система — обеспечивает плавное вступление в работу вторичной камеры. Переходная система включает в себя топливный 29 и воздушный 30 жиклеры.
6. Система пуска холодного двигателя — устройство для обогащения смеси — выполнена в виде воздушной заслонки и рычагов, приоткрывающих дроссельную заслонку и образующих полуавтоматическое пусковое устройство, которое обеспечивает пуск и прогрев двигателя без регулировки на режиме прогрева.
Характерные неисправности карбюратора связаны с уменьшением пропускной способности топливных и воздушных жиклеров; с изменением уровня топлива в поплавковой камере; с нарушением четкости работы ускорительного насоса, плотности прилегания дроссельных заслонок; с разбалансировкой регулировки холостого хода, с образованием бедной или богатой горючей смеси.
Доводка и регулировка карбюратора — дело тонкое. Рекомендуется один раз в год снять карбюратор с автомобиля и разобрать его. Затем очистить от грязи и смол, тщательно промыть в растворителе все детали разобранного карбюратора, кроме запорной иглы поплавковой камеры. Среднюю часть карбюратора (остов) и две другие его части, верхнюю и нижнюю, после мойки в растворителе следует протереть чистой тряпкой и продуть сжатым воздухом.
Жиклер представляет собой пробку с калиброванным отверстием, рассчитанным на протекание определенного количества топлива или воздуха в единицу времени.
Несъемные жиклеры проверяют измерением диаметра их калиброванного отверстия швейными иглами. Жиклеры съемные, каналы и отверстия продуваются сжатым воздухом.
Для получения заданной производительности жиклера следует установить соответствующий диаметр его, как показано ниже.
Главный топливный жиклер вторичной камеры с маркировкой «280» следует заменить жиклером с маркировкой «240».
Как принято, по положению поплавка определяют уровень топлива — повышение или понижение его в поплавковой камере. Затем проверяют герметичность запорной иглы и состояние уплотнительной шайбы.
Регулировку поплавкового механизма, герметичность запорной иглы, а также состояние уплотнительной шайбы проверяют в соответствии с руководством по эксплуатации. Если уплотнительная шайба повреждена, ее можно заменить уплотнительным колечком из золотника от камеры.
Нарушение работы ускорительного насоса, уменьшение его производительности связано с износом его поршня. В случае (Недостаточной производительности насоса и нарушения подачи топлива на режиме разгона автомобиль не получает необходимого ускорения на низших передачах, ухудшаются его динамические качества.
Проверка работы ускорительного насоса весьма несложна. Когда крышка воздушного фильтра снята, т. е. карбюратор открыт для осмотра сверху, нажимают рычаг привода акселератора. При этом должно быть видно, как из распылителя струйка бензина поступает вниз, в первичную смесительную камеру. Отсутствие подачи бензина свидетельствует о неисправности ускорительного насоса. Плохая подача бензина может быть вызвана засорением или засмолением распылителя. Медной проволокой диаметром 0,3 мм распылитель можно почистить.
Положение поршня ускорительного насоса, как было уже отмечено выше, регулируется изменением зазора между регулировочной гайкой поршня и планкой привода 3±0,2 мм — таков оптимальный зазор между регулировочной гайкой поршня и планкой привода при полностью открытых дроссельных заслонках.
При нарушении плотности прилегания дроссельных заслонок следует проверить совместное действие дроссельных заслонок первичной и вторичной камер карбюратора, а также взаимодействие их с воздушной заслонкой. В закрытом положении дроссельной заслонки первичной камеры допускается зазор не более 0,06 и 0,2 мм — для воздушной заслонки. Во вторичной камере зазоры не допускаются.
Дроссельная заслонка первичной камеры связана с воздушной заслонкой системой рычагов и тяг. Зазор 1,8 мм между кромкой дроссельной заслонки и первичной камерой должен соответствовать полностью закрытой воздушной заслонке. При таком положении заслонок, что очень важно, легко осуществляется пуск холодного двигателя. Сразу после пуска холодного двигателя при полностью закрытой воздушной заслонке смесь может сильно обогатиться, поэтому воздушную заслонку рекомендуется приоткрывать немедленно после начала работы двигателя, а еще лучше, как только двигатель начинает «схватывать», убрать «подсос» и прибавить «газ» одновременно. Бывают неприятности, когда отказывает воздушная заслонка. Чтобы этого не произошло, необходимо перед наступлением холодов так отрегулировать тягу управления воздушной заслонкой, чтобы она закрывалась и открывалась без заеданий. Неотрегулированный привод воздушной заслонки может быть причиной затрудненного пуска холодного двигателя.
Нарушение регулировки холостого хода можно обнаружить так: на исправном и проверенном по основным регулировочным параметрам (установочный угол зажигания, зазоры в клапанах) прогретом двигателе сначала винтом количества смеси устанавливают минимально устойчивую частоту вращения коленвала и немного прибавляют обороты двигателя. Затем винтом качества добиваются работы двигателя с максимальными оборотами при данном положении винта количества, т. е. медленно заворачивают винт качества до тех пор, пока двигатель не будет работать с заметными перебоями. Если обороты станут падать, винтом количества следует добавить обороты. После этого надо отвернуть винт качества на 30—60°, чтобы двигатель заработал устойчиво, а затем винтом количества установить частоту вращения коленвала в режим холостого хода (~600 об/мин).
Чтобы проверить, приемлема ли регулировка, резко нажимают на педаль дроссельной заслонки — двигатель при этом не должен останавливаться. А затем следует убедиться, что смесь не обеднена: после резкого торможения или закрытия дроссельной заслонки двигатель не должен глохнуть, В противном случае винт качества придется чуть-чуть отвернуть.
И, наконец, рассмотрим образование бедной и богатой горючей смеси.
Известно, что для полного сгорания 1 кг бензина необходимо 15 кг воздуха. Это — нормальная смесь. При избытке воздуха до 17 кг и более — смесь обедненная или бедная, при содержании воздуха до 13 кг и менее — смесь обогащенная или богатая. Отношение 1’15 для топлива определяется диаметром жиклера, а это же отношение для воздуха — диаметром воздухозаборника. Шесть основных режимов работы карбюратора определяют горючую смесь, сохраняя при этом одно и то же качество смеси на различных режимах работы двигателя, обуславливаемых величиной открытия дроссельных заслонок и частотой вращения коленвала. Правда, в режиме холостого хода это соотношение может достигать 1:17, а в режиме полной нагрузки 1:13, что обеспечивает хорошую работу двигателя.
О неисправности карбюратора и неправильной работе дозирующих систем можно судить по внешним признакам бедной и богатой смеси. Вспышки пламени в карбюраторе и работа двигателя после выключения зажигания наблюдаются при бедной смеси. Если в глушителе при движении на спуске возникают хлопки, то это свидетельствует о неисправности системы холостого хода или низкой частоте вращения коленвала. В этом случае требуется регулировка карбюратора винтами количества и качества. Такие же дефекты, наблюдаемые при большой частоте вращения коленвала, свидетельствуют о неисправности главной дозирующей системы. В процессе эксплуатации ее дозирующие элементы не изнашиваются, только в некоторых случаях наблюдается отложение нагара или засорение и осмоление жиклеров. Бедный состав смеси образуется также при пониженном уровне топлива в поплавковой камере.
При богатой смеси из глушителя идет темный дым, сопровождающийся хлопками. Богатый состав смеси образуется также при повышении уровня топлива в поплавковой камере и нарушении регулировки длины штока привода экономайзера.
Комментарии посетителей