Рис. 14. Генератор и регулятор напряжения: а - электрическая схема генератора; б - генератор Г-250 в разрезе: 1 - контактное кольцо массы; 2 - изолированное контактное кольцо; 3 - изолированная щетка (к клемме «Ш»); 4 - щетка массы; 5 - обмотка возбуждения; 6 - фазная обмотка статора; 7 - диод (блок диодов выпрямителя); 8 - аккумулятор; 9 - выключатель зажигания; 10 - регулятор напряжения (электронный бесконтактный), 11 - маркировка выводов в штеккерном разъеме регулятора напряжения; «III» - клеммовый зажим питания обмотки возбуждения (в роторе)
Двигатель основательно прогревают. Тестер подключают к клеммам аккумулятора (его исправность подтверждена), устанавливают повышенные обороты и дают проработать минуты две, в течение которых восполняются затраты энергии на пуск, а затем смотрят на показания тестера, определяющего величину напряжения. Результат в пределах 13,5—14,5В следует считать нормальным. Затем, не меняя режима работы двигателя, увеличивают токовую нагрузку, включив габаритное освещение, дальний свет и мотор отопителя. Показания прибора и в этом случае должны остаться в тех же пределах. Ниже приводятся некоторые заводские (эталонные) данные по автомобилю ГАЗ-24.
* Скорость вращения шкива генератора 1350X2,12=2862 об/мин.
Ежедневно следует проверять наличие зарядного тока по амперметру.
Через 6000—8000 км пробега проверяйте крепления генератора к кронштейну, а также шкива к генератору.
Через 12 000 км пробега осмотрите генератор и убедитесь, что щетки не зависают в щеткодержателях и соприкасаются с кольцами ротора.
Щеткодержатели, щетки и загрязненные контактные кольца протрите тряпкой, смоченной бензином. Щетки, изношенные до 8 мм, подлежат замене, но не спешите их выкидывать, ибо новые щетки купить трудно. В этом случае из батарейки «373» возьмите графитовый стержень и обработайте ого напильником по форме щетки. Совместите его торцы с изношенной щеткой генератора с проводом. Составная щетка еще поработает.
В случае обрыва проводов от клемм «Ш» или «+» надо запаять провода, а при обрыве в цепи обмотки возбуждения (в роторе) следует проверить качество пайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам и исправность выводов катушки. Для этого отключите провод от зажима «Ш» генератора и между наконечником отъединенного провода и зажимом «Ш» генератора включите контрольную лампу. При включении зажигания лампа будет гореть вполнакала. Цепь исправна.
Повреждение одного из кремниевых диодов выпрямительного блока следует проверить с помощью тестера или контрольной лампы. Секцию с поврежденными диодами заменить.
В случае нарушения цепи зарядного тока надо при неработающем двигателе проверить напряжение на выводах аккумулятора и клеммах «+» и «—» генератора. При исправной цепи показания одинаковые.
Замкнутые между собой провода «+» и «Ш» генератора нужно отъединить от зажимов и заменить другими, уложив их вне пучка проводов.
Пониженное (более чем на 0,3В при замере вольтметром) напряжение на клемме «+» реле напряжения относительно полюса генератора «+» указывает на слабый контакт в замке зажигания или в цепи до реле напряжения.
При сильном окислении контактов замка зажигания вследствие значительного падения напряжения возрастает напряжение генератора и в цепи заряда устанавливается большой силы ток. В этом случае следует подключить вольтметр к замку «+» генератора и зажиму «15» контрольной группы замка зажигания. Включите зажигание. Падение напряжения более 0,1В не допускается. При большем падении напряжения отремонтируйте или замените контактную группу замка зажигания.
Если нет напряжения на клемме «V» реле напряжения, то соедините контрольную лампу с клеммой «+» реле напряжения и «массой». Включите зажигание. Если при этом лампа не горит, значит, произошел обрыв в цепи от замка зажигания до клеммы «+» реле напряжения. Если лампа горит, контрольную лампу соедините с клеммами «+» и «Ш» реле напряжения и запустите двигатель.
Если при повышенной частоте вращения лампа горит неполным накалом — реле напряжения и обмотка возбуждения (в роторе) генератора исправны, а повреждены фазные обмотки статора генератора или блок выпрямителя. Негорящая лампа — показатель неисправности либо реле напряжения, либо генератора.
Появление при включенном зажигании, неработающем двигателе и соединенных через лампу клеммах «+» и «Ш» тусклого свечения нити — признак обрыва цепи в реле напряжения, и его следует заменить.
Комментарии посетителей