Литровая мощность, определяемая из отношения максимальной мощности (N=95 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала (n=4500 мин-1) к объему цилиндров двигателя (V=2,245 л), составляет N/V = 95/2,245 л.с. = 38,8 л.с./л. Степень сжатия двигателя Е = 8,2.
Нормативные данные высокофорсированных двигателей: литровая мощность более 35 л. с./л, степень сжатия более 7,5, частота вращения коленчатого вала 4500 мин-1.
В высокофорсированных двигателях используются масла по ГОСТ 17479.1-85 М-8Г1; М-8Ги (зимнее); М-12Г1 (летнее); M-53/10Г1 (всесезонное) и зарубежные масла согласно классификации APJ категории SE-SF.
Группа масел «Г» содержит около 9 типов основных присадок. Это и вязкостные, моющие, противоизносные и другие, предотвращающие коррозию черных металлов, цветных сплавов, образование шлама. Эти качественные масла дольше других работают в двигателе, менее подвержены старению (загрязнению) и обеспечивают надежность и эффективность двигателя.
Промышленность выпускает различные виды присадок к моторным маслам. Аттестованы и рекомендованы к применению три группы присадок. Это обкаточные, эксплуатационные и эксплуатационно-восстановительные.
Обкаточные присадки уменьшают износ нагруженных пар трения и облегчают приработку новых или отремонтированных двигателей. К ним относятся препараты «Деста» и «Экон». Основа этих присадок — сверхмелкий порошок алмаза, не оказывающий абразивного действия. Частицы алмаза внедряются в наиболее напряженные участки поверхности трения и таким образом упрочняют ее. Естественный износ поверхности замедляется. Одного раза применения «Досты» или «Экона» при приработке двигателя достаточно на весь срок его службы до капитального ремонта.
Эксплуатационные присадки снижают потери на трение, уменьшают износ двигателя, повышают стойкость против задира, обеспечивают снижение механических потерь в двигателе и экономию топлива. Это присадки «Моликот А», «Экомин», «Фрик-тол», «МолиПРИЗ», «Моликристалл». Благодаря присутствию некоторых соединений молибдена эти препараты значительно увеличивают срок службы двигателя. Например, импортный «Моликот А» увеличивает срок службы узлов и деталей двигателя почти в 2 раза. Все эти препараты можно применять неограниченное число раз.
Эксплуатационно-восстановительные присадки способствуют восстановлению компрессии и мощности изношенных двигателей, снижают износ деталей. «Ресурс» и «Ремул-1» — антифрикционные присадки на основе суспензии микропорошка меди и медного сплава (никеля, кобальта и т. д.). Эти присадки применяются во всех случаях и всегда, кроме гарантийного периода работы двигателя.
В настоящее гремя ведутся работы по созданию беззольных присадок к моторным маслам. В процессе естественного угара масло, сгорая, образует зольные отложения. Эти отложения ухудшают теплоотвод, что приводит к трещинам поршней, прогару выпускных клапанов, замыканиям электродов свечей зажигания. С 1987 г. вместо высокозольного масла М-63/10Г1 промышленность выпускает малозольное М-53/10Г1.
Если уровень масла находится вблизи нижней отметки на щупе, ухудшаются условия теплообмена, температура масла возрастает, его вязкость снижается и уплотнение зазоров в сопряжениях становится менее прочным, силы трения растут, трущиеся детали нагреваются. Ускоряется старение масла. Поэтому надо следить, чтобы уровень масла всегда был на верхней отметке щупа.
Расход масла зависит от состояния двигателя, культуры его эксплуатации, дорожных условий, времени года. Особенно — от износа деталей гильзопоршневой группы.
Расход масла непостоянен и меняется в зависимости от пробега автомобиля. Нормативный расход масла на угар составляет 0,5% к расходу бензина, т. е. около 60 г на 100 км.
Расход масла в г/100 км определяется по формуле:
где p1 — масса залитого масла в двигатель, г;
р2 — масса свежего масла, долитого между заменами, г;
р3 — масса слитого, отработанного масла, г;
S — пробег автомобиля между заменами масла по спидометру, км.
Для более точного замера необходимо учитывать погрешность счетного узла спидометра.
А для этого счетчик пути тарируется просто — на хорошем шоссе по километровым столбам. Масло удобнее измерять объемными единицами. Его удельный вес 0,8 г/см3, 1 л весит 800 г. Перед контрольным замером следует заменить масло и в воздушном фильтре.
Рис. 26. Метод капельной пробы для оценки степени загрязнения масла: d - диаметр центрального кольца расплыва капли масла; D - диаметр кольца с нерастворимыми в масле загрязнениями
Для определения качества масла и его пригодности рекомендуется вынуть маслоизмерительный щуп из картера и капнуть горячим маслом (после выключения двигателя) на промокательную бумагу. Измерив диаметр центрального кольца и диаметр кольца с не растворимыми в масле загрязнениями (рис. 26), можно расчетным путем характер загрязнения масла определить по формуле:
где d — средний диаметр центрального кольца, мм;
D — средний диаметр кольца с не растворимыми в масле загрязнениями, мм.
Негодным и подлежащим замене считается масло с численным показателем загрязнения меньше 0,3.
Некоторые рекомендации
Повышенная вязкость масла ведет к перерасходу топлива из-за увеличения механических потерь в двигателе.
Добавка в масло М-53/10Г1 до 20% масла МС-20 (авиационное) значительно повышает его противоизносные характеристики.
Старение масла может привести к образованию нагара в кольцевых канавках поршня и к закоксовыванию поршневых колец.
Пониженные тепловые режимы работы двигателя резко ухудшают качество очистки масла в фильтре.
Попадание воды в масло усиливает износ вкладышей подшипников коленвала и способствует образованию задиров в гильзопоршневой группе.
Для двигателей, работающих на пропан-бутане, срок службы масла увеличивается в два раза по сравнению с двигателями, работающими на бензине. Периодичность замены масла — каждые 15 тыс. км пробега.
Сезонные бензины
Многие автомобилисты хранят бензин в гараже в канистрах и прочих емкостях неограниченное время, хотя срок хранения,при котором бензин не теряет своих свойств, 3 года. Автомобилисты не учитывают при этом фракционный состав бензина и используют бензин зимнего вида в летний период и наоборот.
Применение зимнего бензина летом в жаркую погоду приводит к образованию паровых пробок в системе питания двигателя. Создается впечатление, что произошло засорение топливопроводов. На самом же деле низкокипящие углеводороды, испаряясь, образуют пары, объем которых в 100 раз больше объема бензина. От этого резко снижается производительность бензонасоса, смесь обедняется и двигатель глохнет. В этом случае следует охладить бензонасос и трубопроводы в подкапотном пространстве.
Применение же летнего бензина в зимний период может тоже доставить немало неприятностей. В связи с тем, что в бензине содержатся быстро испаряющиеся низкокипящие фракции, которые отнимают тепло от металлических деталей впускной системы карбюратора и от воздуха, температура топливовоздушной смеси снижается, к тому же содержащаяся в этой смеси влага может вызвать обледенение деталей карбюратора, что нарушит его работу.
Зимний вид бензина продается па бензоколонках с 1 октября до 1 апреля, в остальное время года продается летний бензин.
Комментарии посетителей