Однако устройство небезопасно в пожарном отношении - при случайном обрыве цепи нагрузки (а это бывает довольно часто из-за окисления выводов батареи) выходят из строя конденсаторы, а иногда и трансформатор.
Несложное усовершенствование позволяет устранить этот недостаток.
Добавление ещё нескольких деталей делает устройство зарядно-разрядным, с простейшим пробником.
Рис. 2.99. Принципиальная схема одного из вариантов доработанного зарядного устройства
Работа устройства
В первую очередь аккумуляторную батарею подключают к выходным зажимам устройства и переключают кнопку SA2 в режим "РАЗРЯД" (см. схему), при этом батарея отключается от выпрямителя и подключается к лампе HL2, которая выполняет роль нагрузочного резистора. По показанию вольтметра PV1 определяют степень разря-женности батареи и убеждаются в наличии хороших контактов в зарядной цепи После этого переключают кнопку SA2 в режим "ЗАРЯД" и нажимают на SB1, при этом срабатывает реле К1 и самоблокируется контактами К1.1. Зарядный ток контролируют по шкале амперметра РА1. При случайном нарушении целостности цепи (первичной или вторичной) реле отпускает якорь, отключая зарядное устройство от сети. На шкале вольтметра удобно нанести две метки, соответствующие значениям напряжения разряженной и заряженной батарей аккумуляторов. Места нанесения меток определяют при тренировке батареи по результатам измерения плотности электролита.
Детали
HL2 - автомобильная двухнитевая лампа мощностью 50—40 Вт (обе нити соединить параллельно).
Вольтметр - любой на 15—20 В.
Реле К1 - перемотанное РКН (или РКС, РЭН-18). Обмотку нужно удалить и намотать на её место несколько слоев провода ПЭВ-2 1,8 (в крайнем случае, ПЭВ-2 1,5). Подбирают число витков реле таким, чтобы оно отпускало якорь при токе 0,3 0,6 А. Группы контактов реле следует включить параллельно.
Комментарии посетителей