Рис. 2.104. Принципиальная схема зарядного устройства
Микросхема DD1 контролирует напряжение заряжаемого аккумулятора и управляет релейным каскадом на транзисторе VT1 и реле К1.
Как видно из схемы, питание DD1 производится непосредственно от зажимов аккумулятора по отдельным тонким проводам. Это нужно для того, чтобы исключить влияние соединительных проводов зарядного устройства.
Данное устройство не боится короткого замыкания по выходу, а это один из важных факторов противопожарной безопасности.
Настройка
Налаживать устройство можно, подключив к нему полностью заряженный аккумулятор и контролируя напряжение цифровым вольтметром. Резистор R2 надо заменить переменным на 470 кОм, установив его в положение минимального сопротивления. При подключенном аккумуляторе должен светиться светодиод HL1, свидетельствуя о готовности схемы. Подключив сеть 220 В и кратковременно замкнув SA1, включают зарядку. Вольтметр покажет постепенное увеличение напряжения. Как только напряжение достигнет 14,3—14,4 В, следует плавно изменять сопротивление резистора R2 до момента отключения зарядки. Не меняя положения движка R2, надо снова включить зарядку и убедиться, что отключение происходит при заданном напряжении Замерив сопротивление резистора R2, надо подобрать постоянный резистор или цепочку резисторов точно такой же величины и, впаяв его в схему, снова убедиться, что отключение происходит как надо.
Детали
Трансформатор Т1 наматывают на сердечнике сечением 7 см2.
Обмотка I содержит 1100 витков ПЭЛ-0,35.
Обмотка II содержит две секции по 80 витков ПЭЛ-1,0.
Конденсатор С1 должен выдерживать напряжение 400 В. Можно использовать конденсаторы, применяемые в лампах дневного света.
Диоды VD3, VD4 любые на ток не менее 1,5 A, VD1, VD2, VD5 - любые маломощные диоды на ток не менее 50 мА.
При указанных номиналах обеспечивается ток 3±0,3 А, независимо от степени заряженности аккумулятора.
Предохранитель F2 на 5 А желательно впаять в схему, чтобы обеспечить максимальную надежность низковольтной цепи заряда. Предохранитель F1 на 1 2 А можно установить в стандартном держателе.
В качестве реле К1 можно применить любое маломощное реле с обмоткой на 24 В. Такое напряжение реле выбрано, чтобы зарядка не могла произвольно включиться при естественном снижении напряжения аккумулятора после отключения зарядного тока.
Испытать реле можно собрав схему представленную на рис. 2.105.
Рис. 1.105. Принципиальная схема для испытания реле
Для испытания реле, его контакты объединяют и присоединяют к одному полюсу источника питания, а обмотку и корпус реле - к другому.
Вольтметр должен показывать 600 В. Если в течение нескольких минут вольтметр не изменил своих показаний, значит реле подходит для применения в устройстве.
Монтаж реле надо выполнить на диэлектрике, а контакты изолировать, надев на них трубки ПХВ, и принять меры, чтобы трубки не сползли при транспортировке. После этого следует покрыть внешнюю часть контактной системы реле несколькими слоями изоляционного лака.
Если зарядное устройство предполагается использовать в неотапливаемом гараже, то надо покрыть лаком все монтажные цепи зарядного устройства, а трансформатор пропитать специальным составом или, в крайнем случае, парафином.
Комментарии посетителей