Со вторичной обмотки трансформатора Т1, ток в которой ограничен включением последовательно с первичной обмоткой балластного конденсатора (С1 или C1 + С2), ток подается на диодно-тиристорный мост, нагрузкой которого является аккумуляторная батарея.
В качестве регулирующего элемента применен автомобильный регулятор напряжения генератора (РН) на 14 В любого типа, предназначенный для генераторов с заземленной щеткой. Подойдут, например, регуляторы типа 121.3702 или интегральный - Я112А.
При использовании Я112А выводы "Б" и "В" соединяются вместе и с "+". Вывод "Ш" соединяется с цепью управляющих электродов тиристоров. Таким образом, на аккумуляторной батарее поддерживается напряжение 14 В при зарядном токе, определяемом ёмкостью конденсатора С2, которая ориентировочно рассчитывается по формуле:
С (мкФ) = (3200 · Iз · U2)/U12,
где Iз - зарядный ток (A), U2 - напряжение вторичной обмотки при "нормальном" включении трансформатора (В), U1 - напряжение сети.
SA1 служит для переключения режимов зарядки и хранения. Ток зарядки выбирается равным 0,1 от численного значения емкости аккумулятора, а ток хранения - 1—1,5 А.
Настройки устройство практически не требует. Возможно, придется уточнить ёмкость конденсатора, контролируя ток амперметром. При этом необходимо замкнуть накоротко выводы 15 и 67 (Б, В и Ш).
Если есть возможность, то периодически, примерно один раз в две недели, желательно производить разряд аккумуляторной батареи током 21з с контролем температуры электролита.
Рис. 2.106. Принципиальная схема зарядного устройства
Трансформатор - любой, мощностью 150—250 ВА, с напряжением на вторичной обмотке 20—36 В.
Диоды моста - любые на номинальный ток не менее 10 А.
Тиристоры - КУ202 В—М.
Комментарии посетителей