На лицевой панели расположены (см. рис. 2.12):
- лампочка "СЕТЬ", для индикации включения зарядного устройства;
- тумблер "ВКЛ", для включения питающего напряжения;
- амперметр PAI (М68501), для контроля зарядного тока;
- тумблер "ЗАРЯД-ДОЗАРЯД", для установки режима работы;
- выходные гнезда "+" и "—", для подключения зарядного устройства с помощью кабелей к соответствующим клеммам аккумулятора.
Рис. 2.12. Внешний вид "Устройства зарядного"
Вставки плавкие (F1, F2, F3) и шнур (ХР1), для подключения к электросети, расположены на задней панели устройства зарядного.
Подготовка к работе и порядок работы с изделием
Подготовить аккумулятор к зарядке, для чего отвинтить заливные пробки, и в случае необходимости долить электролит до нормального уровня.
Установить тумблер "СЕТЬ" (SA1) зарядного устройства в положение "ВЫКЛ". Тумблер режима работы (SA2) установить в положение "ЗАРЯД". Кабелями соединить гнезда зарядного устройства с выводами аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:
- "+" зарядного устройства к "+" аккумуляторной батареи;
- "—" зарядного устройства к "—" аккумуляторной батареи.
Неправильное подключение приводит к выходу из строя зарядного устройства!
Включить сетевую вилку зарядного устройства в электросеть 220 В. Установить тумблер "СЕТЬ" в положение "ВКЛ". На лицевой панели должна загореться контрольная лампочка (HL1).
Встроенный амперметр показывает величину зарядного тока. В зависимости от степени разряженности аккумулятора в начальный момент ток заряда может быть более 6 А. В дальнейшем величина тока устанавливается в пределах 3—6 А.
В процессе зарядки аккумулятора сопротивление аккумулятора возрастает и ток заряда падает. Когда ток заряда упадет до величины 1—3 А, тумблер режима работы необходимо переключить в положение "ДОЗАРЯД".
Примечание. При сильно разряженном аккумуляторе ток заряда может быть уменьшен (ток заряда в первый момент не должен превышать 10 А) с помощью дополнительного резистора, включаемого последовательно с заряжаемым аккумулятором. В качестве такого резистора может быть использована лампа накаливания 12 В, 15—20 Вт.
При зарядке аккумуляторной батареи, без отключения от автомобиля, сначала подсоединить выходной провод к незаземлённой клемме, затем подсоединить другой провод - в дали от батареи и топливной линии.
Критерием заряженности аккумулятора является бурное выделение газов электролита и прекращение повышения плотности электролита.
С помощью вольтметра для измерения постоянного напряжения также можно судить о конце заряда по напряжению на зажимах аккумулятора в режиме "ДОЗАРЯД". Напряжение должно достигнуть величины 15—15,5 В.
Для прекращения зарядки тумблер "СЕТЬ" установить в положение "ВЫКЛ", вынуть вилку зарядного устройства из розетки электросети. Отсоединить зажимы от клемм аккумулятора, вынуть вилки кабелей из гнезд зарядного устройства. Завинтить пробки, протереть насухо поверхность аккумулятора.
Рис. 2.13. Принципиальная схема "Устройства зарядного"
Указания по технике безопасности
Недопустимо производить зарядку аккумулятора вблизи нагревательных устройств и батарей отопления. При зарядке не располагайте аккумулятор в непосредственной близости от зарядного устройства, так как выделяющийся при зарядке газ взрывоопасен.
Категорически запрещается производить зарядку аккумулятора в жилом помещении, так как при зарядке аккумулятора в воздух выделяются вредные для организма человека токсичные газы.
Перед заменой вставки плавкой не забудьте отключить вилку сетевого шнура из розетки. Не применяйте самодельных предохранителей. Это может привести к выходу зарядного устройства из строя.
Комментарии посетителей