На автомобиле ГАЗ-24 установлен замок зажигания с контактной группой В К-347 или 15.3704 (рис. 15). Этот замок установлен также на всех моделях «Жигулей», на «Москвичах-412-2140» и на ЗАЗ-968М.
Рис. 15. Контактная группа: а - ВК-347; б - 15.3704
В процессе эксплуатации замок зажигания может выйти из строя. Одна из причин — подгорание контактной группы. Чтобы зачистить подгоревшие контакты, нужно снять с помощью тонкой маленькой отвертки всю контактную группу, закрепленную в корпусе замка пружинным проволочным кольцом. Аккумулятор при этом должен быть отключен.
Общие принципы мацкнровки и коммутации показаны на рис. 16.
Рис. 16. Схема расположения маркировки, подключения проводов и коммутации выключателей: а - ВК-347; б - 15.3704
Выводы с обозначением «30» и дублирующий «30/1» служат для подключения к источникам питания «+» амперметра (генератора, аккумулятора); «15» — к катушке зажигания (ВК-Б) для питания приборов, включаемых только при работе двигателя; «50» — к тяговому реле стартера для управления включением стартера; «INT» — к радиоприемнику. Выводы «INT» дают ток потребителям, которые работают во время движения и па стоянке (радио, освещение); «16» — запасные выводы. Возможно, в них появится необходимость в перспективе, например для подключения сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности.
Обозначение цвета проводов у автомобиля ГАЗ-24: Ч — черный; О — оранжевый; Б — белый; С — серый.
Римскими цифрами обозначены положения ключа в замке зажигания: 0 — все выключено, под напряжением находятся только входные контакты «30» и «30/1»;
1 — выключено зажигание — соединены контакты «30/1» — «15»; включен радиоприемник — соединены контакты «30» — «INT»;
II — стартерный пуск — соединены контакты «30» — «50» реле стартера; «30/1» — «15» зажигание; «30» — «INT» радиоприемника;
III — двигатель отключен — соединены контакты «30» — «INT» радиоприемника; рулевой вал заперт,
В случае обгорания контактов в замке зажигания перестает включаться стартер. В этом случае можно пересоединить стартерный провод с клеммы «50» на клемму «16», и электрическая цепь восстанавливается, но ненадолго, так как контакты, работающие с клеммой «16», не выдерживают большого стартерного тока и выхолят из строя. Увеличить срок службы этого узла можно, соединив параллельно контакты от клеммы «50» с контактами от клеммы «16». Для этого понадобится отрезок провода того же сечения, что подходит к клемме «50» со штеккером на одном конце. Штеккер надевают на клемму «16», а второй, зачищенный конец провода соединяют со штеккером серого провода, надеваемым на клемму «50»
Предельный ток контактных пар выключателя 15.3704: «30/1» — «15» — 20А; «30» — «INT» — 24А; «30» — «50» — 30А (кратковременно) .
При осмотре контактной группы обнаруживается закопченная пластина, по которой скользят контакты. Если при этом не включается зажигание, следует снять с клеммы «15» черный провод и прикоснуться им к клемме «30» с оранжевым проводом — зажигание должно включиться. Если не работает стартер, следует снять с клеммы «50» серый провод и прикоснуться им к клемме «30/1» с белым проводом — должен включиться стартер. После такой проверки следует почистить контактирующие элементы или заменить контактную группу.
Чтобы продлить жизнь контактов, поворачивайте ключ замка из одного положения в другое быстро, тем самым сокращая время искрения, возникающего в момент сближения находящихся под напряжением контактов.
Обнаружить неисправность контактной группы можно с помощью контрольной лампы. Зажигание включено. Контакты прерывателя разомкнуты. Контрольная лампа не горит, если одним концом коснуться клеммы «15», а другим «массы», и горит, если коснуться клеммы «30/1», т. е. убедиться, что напряжение от аккумулятора к зажиму контактной группы «30/1» поступает. В этом случае следует проверить состояние контактов или заменить контактную группу.
Комментарии посетителей