Итак, вмятина «разогнана». Вытянувшийся металл покрыл бугорками всю поверхность детали. Теперь надо рихтовочным напильником снять бугорки. Но это непростая задача: ведь толщина металла после рихтовки составляет 0,5 мм и не исключена опасность повреждения напильником металла. Надо быть очень осторожным.
Итак, чистовая обработка закончена, остается выровнять поверхность детали при помощи шпаклевки или припоя.
Рассмотрим некоторые аварийные случаи повреждения отдельных частей кузова и способы их восстановления.
Если в результате аварии оказалась помятой задняя панель кузова, то снимите бампер, установите опору между арками задних колес в багажнике в виде доски толщиной 40 мм и работайте либо с растяжкой, либо с гидравлическим домкратом с подставкой из хорошего, крепкого деревянного бруска или с упором, выполненным из отрезка толстостенной трубы.
Начинайте распирать заднюю панель, если выбран как силовой инструмент домкрат с подставкой, а не растяжка с упором. Следите, чтобы они были строго соосны. Панель выпрямляется, и на ней остаются две небольшие вмятины, которые надо отрихтовать, не ослабляя усилия домкрата. Подрихтуйте эти вмятины легкими ударами молотка с поддержкой. Вмятины остаются лишь на ребрах жесткости с двух сторон. Деревянный брусок, обернутый тканью, приложите под ребро и ударами молотка по бруску уберите вмятины.
Ребра жесткости (их еще называют декоративными рельефными линиями) в автомобиле присутствуют везде (дверь, крыло, брызговик и т. д.). Если ребро попадает в дефектную зону, рихтовку начинайте с этого ребра. Сначала доведите правкой до высокого уровня ребро жесткости и только после этого переходите на другие участки.
Проверьте, держит ли натяг домкрат с упором, и после проделанной работы слегка настройте его на дополнительное растяжение. Если домкрат ослабить, панель из-за остаточной упругости снова немного деформируется. Пересилив упругость, вызванную деформацией, домкрат можно снять.
Мелкие вмятины правят от краев к центру, как мы уже говорили, работая молотком по кругу. Молоток должен ударять по металлу всей плоскостью с коротким и звонким звуком и попадать точно в заданное место.
Рассмотрим два случая повреждений крыла при наиболее распространенной аварии — столкновении двух автомобилей у светофора, когда в резко затормозившую впереди машину врезается идущая сзади и в результате повреждение правой (или левой) передней части одной из них.
Случай 1. Неглубокие, но большой кривизны вмятины без изломов металла по краям — как говорят, образовался «хлопунец». Он может исчезнуть, если на него надавить рукой, со звуком закрывающейся шкатулки, как будто хлопнула крышка, отсюда — «хлопунец». В этом случае молоток отложите в сторону — краску портить не стоит.
«Хлопунец» убирается рукой, если на него с силой нажать или стукнуть. Но если все же убрать его рукой не удается, то надо несильно постучать по нему резиновым или мягким пластмассовым молотком — киянкой. Ведь он образовался оттого, что какая-то часть детали растянулась и лишний растянутый металл приобрел такую выпуклость. В этом случае лишний металл надо убрать, крыло натянуть. При этом крыло с машины не снимают. Здесь поможет тот же домкрат с подставкой или растяжка с упором. Следует обратить внимание и на ребро жесткости: лишний металл уберите, натяните крыло и снизу подбейте ребро жесткости. Крыло стало тугим и жестким.
Случай 2. Крыло согнулось в «гармошку». Снимаем бампер и правое крыло. После чистки начинаем править. Бить молотком надо легко и по верхушке наружной складки, поддерживая соседнюю складку с другой стороны. Если бить молотком сильно, можно изгиб превратить в морщину, и тогда крыло придется заменять новым. А это уже задача сверхсложная. Где купить новое крыло? Надо бить так, чтобы от удара складка не сморщивалась, а выпрямлялась.
Но вот неожиданный удар в заднюю правую дверь. Поверхность ее смялась и потянула за собой края. Что делать в этом случае? Прежде всего снимите дверь и определите, куда пришелся эпицентр удара. Воспользуйтесь одним из двух предлагаемых ниже советов.
1. Ни в коем случае не выправляйте середину вмятины, а старайтесь вернуть металл туда, откуда его утянуло ударом.
2. Демонтируйте стеклоподъемник, стекло поднимите. Через монтажные проемы вложите два куска толстой фанеры, а между ними спущенный волейбольный мяч. Прижав наружный лист фанеры к вмятине, накачивайте насосом мяч. Вмятина выдавливается. Дверь принимает первоначальную форму. Кстати, если ив прочной ткани сшить для камеры чехлы квадратные, прямоугольные и т. д., то можно выправлять вмятины и в узких местах.
При разных случаях дорожно-транспортных происшествий наиболее часто повреждается также и задняя панель с крышкой багажника (например, при столкновении автомобилей в результате резкого торможения одного из них).
Отремонтировав заднюю панель, приступаем к ремонту крышки багажника. Здесь очень важно найти удобное место для ремонта, то есть решить вопрос, снимать ли крышку с автомобиля или ремонтировать ее не снимая. Снимите задний молдинг и замок и приступайте к работе, начиная с наименее испорченного участка, т. е. более удаленного от эпицентра удара.
Вставьте крючок в нужное отверстие (их там много). Подберите деревянный брусок и, надавливая на него спинкой крючка как на опору, кончиком крючка постепенно отожмите деформированный участок. Легкими, едва ощутимыми движениями крючка выправляйте металл, внимательно следя за поверхностью. Подберите деревянный брусочек, положите его вдоль заводского изгиба крышки багажника и, постукивая молотком, опускайте его до низа крышки.
Остается хорошо различимая эллипсная вмятина, тянущаяся от изгиба до низа крышки. Обозначьте рихтовочным напильником ее границы и крючком через любое из отверстий выдавливайте вмятину, двигаясь от краев к центру. Затем продолжайте то же самое, но через другое отверстие.* Если какие-то участки излишне поднялись над общей поверхностью, легонько постучите по ним острым концом молотка; если где-то осталась общая вмятина — продолжайте рихтовку. Ну а выступающие бугорки снимите рихтовочным напильником.
Задняя панель жестко связана с задними крыльями, и при ударе не исключено повреждение последних. Здесь для ремонта уже потребуется рихтовка с вытягиванием металла, выколачиванием его на поддержках соответствующего профиля при убранных предварительно «хлопунцах».
Заканчивается рихтовка крышки багажника, как и любого другого участка, обработкой поверхности: зачисткой, шлифовкой и подготовкой к окраске.
Возможны особые случаи повреждений, для устранения которых неприемлемы общие правила. В каждом конкретном случае здесь следует искать свои приемы.
В результате рихтовочных работ на лицевых поверхностях должны исчезнуть вмятины, выступы, царапины. Небольшая допускаемая глубина вмятин и выступов — 0,5 мм, а риски, оставленные абразивными материалами, убираются при последующей операции — окраске.
Комментарии посетителей