Внимание! Кислоту тонкой струей вливают в воду, но не наоборот.
В аккумулятор заливают электролит с плотностью 1,24 г/см3. Необходимое количество электролита на батарею для 6СТ60-ЭМ 3, 8 л. Зарядный ток составляет 10% номинальной емкости батареи, т. е. 6А. Стартерный ток 180А.
Заливку электролита лучше производить на станции технического обслуживания.
Характеристика аккумулятора
При хранении батареи без использования рекомендуется проверять состояние заряженности батареи, в общем, раз в месяц и при необходимости осуществлять дополнительную подзарядку.
Допустимый срок хранения новой, без электролита, батареи при соблюдении надлежащих условий 3 года.
Сухозаряженные аккумуляторы после заливки электролита выдерживают 3 часа, после чего их подзаряжают зарядным устройством. Обычно бывшую в эксплуатации батарею заряжают в том случае, если она разряжена летом на 50%, а зимой на 25%.
Для контроля аккумулятора требуются: ареометр, трубка для определения уровня электролита, стеклянная воронка, ртутный термометр со шкалой до 50°С, стеклянная посуда для дистиллированной воды, нагрузочная вилка, выпрямитель, автотестер (вольтметр).
Зависимость плотности электролита и напряжения зажимов от степени заряженности аккумулятора
При работе с аккумулятором следует поддерживать его достаточно заряженным в соответствии с вышеприведенными величинами.
Заряжать аккумулятор следует до тех пор, пока напряжение и плотность электролита во всех блоках не станут постоянными в течение двух часов. Степень заряженности батареи определяется ареометром (рис. 11).
Рис. 11. Определение плотности электролита: 1 - денсиметр; 2 - пипетка; 3 - термометр
Температура электролита не должна быть выше 45°С. Если температура поднялась выше, необходимо прервать зарядку и возобновить ее после снижения температуры электролита до 35°С.
Плотность электролита зимой должна составлять 1,28 г/см3, а летом можно допустить 1,23 г/см3, но при этом следует помнить, что при такой плотности срок службы аккумулятора сокращается.
Степень заряженности аккумулятора контролируют автотестером. Подключенный к клеммам полностью заряженного аккумулятора автотестер должен показывать примерно 12,7В. У аккумулятора, заряженного на 75% — 12,5В, на 50% — 12,2В, на 25% — 12В.
Нагрузочной вилкой пользуются только в исключительных случаях — для выявления неисправной батареи в аккумуляторе. Если все-таки степень заряженности батареи определить нагрузочной вилкой,
то напряжение в банках аккумулятора в течение 5 сек при полной заряженности составит 1,7—1,8В, при разряженности на 25% — 1,6—1,7В, при разряженности на 50% — 1,5—1,6В.
Чтобы проверить батарею при больших нагрузках, которые возникают в момент пуска двигателя, следует после прогрева двигателя вынуть центральный провод из крышки распределителя, а затем включить стартер примерно на 5 сек, следя по стрелке тестера за напряжением на клеммах аккумулятора. Если оно упало до 10В — батарея в порядке, если меньше — требуется подзарядка.
Клеммы аккумуляторной батареи и наконечники проводов часто покрываются беловато-зеленоватым налетом. Это наружная сульфатация. Она увеличивает сопротивление в первичной цепи, поэтому на штыри аккумулятора следует надеть фетровую или войлочную шайбу толщиной 2—4 мм, пропитанную техническим вазелином ВТВ-1, и без зазоров установить на штыри клеммы.
Детали крепления батареи надо очистить от окислов и покрасить, а рамку аккумулятора заизолировать пленочной изолентой.
Выверните пробки и проверьте состояние двух отверстий на внутреннем отражателе, а также центрального отверстия с наружной стороны (рис. 12).
Рис. 12. Пробка аккумулятора
Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка (рис. 13). Для уменьшения вибрации аккумулятора можно использовать резиновый поддон.
Рис. 13. Измерение уровня электролита
Аккумулятор плохо «держит» заряд вследствие утечки тока через поврежденную изоляцию какого-либо провода или прибора. В этом случае отключите все потребители тока. Снимите с вывода «+» аккумулятора клеммный наконечник и попробуйте слегка коснуться им того места, где он был закреплен. Если возникнет искра — налицо утечка тока, которую надо отыскать и устранить. Искрения нет — очевиден чрезмерный саморазряд аккумулятора (более 2% номинальной емкости в сутки).
Аккумулятор в процессе эксплуатации медленно разряжается. Здесь могут возникнуть следующие неисправности: слабо натянуты приводные ремни генератора, разрегулирована система зажигания, плохой контакт реле напряжения с массой. Стало быть, надо: натянуть ремни, отрегулировать систему зажигания, при работающем на средних оборотах двигателе включить малую шкалу тестера-вольтметра, а штыри вольтметра приложить к реле напряжения и к «массе». Сдвинулась стрелка с места — есть перепад напряжения, не сдвинулась — с контактом все в порядке. Электрический контакт корпуса реле напряжения с «массой» должен быть надежным.
Сочится электролит — трещина в банке аккумуляторной батареи. Здесь надо слить электролит, промыть водой трещину, высушить и протереть бензином. Разделать трещину напильником, а опилки смешать с эпоксидным клеем. Желательно добавить опилки, добыв их из какой-нибудь другой уже непригодной аккумуляторной банки. Полученной массой эпоксидного клея с опилками замазать трещину и поставить аккумулятор в горизонтальное положение на просушку. В просушенную банку можно залить электролит.
Если снизились напряжение и плотность электролита в одной или нескольких банках, то, значит, произошло разряжение в одной или нескольких банках и следует зарядить сначала до уровня остальных разряженные банки. Следить по амперметру зарядного устройства, чтобы ток не превышал допустимой величины.
Средний срок службы аккумулятора — от двух до четырех лет. Всегда хорошо заряженная батарея будет служить вам скорее четыре года, чем два. В процессе зарядки не допускайте кипения электролита в течение нескольких часов, ибо вода может испариться, концентрация кислоты увеличится и начнется разрушение активной массы пластин аккумулятора.
Комментарии посетителей