Рис. 2. Вспучивание и шелушение лакокрасочного покрытия как результат коррозии внутренней поверхности крыла | Рис. 3. Порог и его скрытая полость, пораженная коррозией в результате скопления грязного высохшего мовиля |
Рис. 4. Коррозионные язвы и разрушение нижних частей дверей
Начните с бамперов. Снимите передний бампер, затем передние крылья, надставки, панель облицовки радиатора, брызговик с кронштейном номерного знака, затем снимите задний бампер и бензобак.
Осмотрите снятые детали, определите степень их повреждения коррозией и приступайте к антикоррозионной обработке.
Защита от коррозии несъемных закрытых и полузакрытых полостей кузова, наиболее подверженных коррозии, производится с помощью распылителей мовилем либо разогретым отработанным трансмиссионным или моторным маслами.
Обычные распылители для этой цели непригодны. Сложность состоит в том, что промышленность не выпускает оборудование для проведения подобных работ автолюбителями. Остается надеяться, что в результате конверсии промышленные предприятия все-таки освоят выпуск специальных распылителей для нанесения консервантов в скрытые полости. А пока недорого и эффективно в условиях домашнего гаража эту работу можно осуществить самодельными распылителями, рекомендации на изготовление которых предложены в специальной литературе, или садовыми опрыскивателями с гибким шлангом и распиливающими наконечниками с факелом распыления 200 мм.
Необходимые сведения о способах антикоррозионной обработки кузова автомобиля читатель найдет в табл. 1.
Таблица 1. Оценка состояния детали кузова по видам коррозионных повреждений и их устранение
Здесь представлена информация об обрабатываемых деталях автомобиля, об отдельных подвергнутую коррозии местах кузова, о видах коррозии, о степени повреждения, о материалах покрытий я применяемом оборудовании для впрыска, а на рис. 5 показаны обрабатываемые поверхности кузова.
Рис. 5. Точки и зоны нанесения антикоррозионного покрытия кузова: 1 - подкапотное пространство и капот двигателя, 2 - крылья передние, 3 - крышка люка заднего крыла, 4 - крышка багажника, 5 - бамперы, 6 - задняя поперечина, 7 - пол багажника со стороны бензобака, 8 - средняя поперечина, 9 - задние лонжероны, 10 - полости между крыльями и арками задних колес, 11 - двери задние, 12 - задние дверные стойки, 13 - двери передние, 14 - средние дверные стойки, 15 - пороги, 16 - передние дверные стойки, 17 - центральная поперечина, 18 - передние лонжероны, 19 - упоры крепления коробки передач, 20 - усилители, 21 - ниши передних колес, 22 - усилители моторного отсека, 23 - днище, 24 - облицовка радиатора, 25 - брызговик с кронштейном номерного знака
Автомобилист, занимаясь профилактикой своей машины, может воспользоваться представленной в таблице методикой, составив аналогичную таблицу для своего автомобиля с учетом конкретных его особенностей, с фиксацией даты начала эксплуатации автомобиля и даты проведения антикоррозионной обработки.
Виды коррозии, степень повреждения даны в условных обозначениях:
Пс — подслойная коррозия. Она развивается под лакокрасочным покрытием (ЛКП) и проявляется в виде отдельных вздутий, выпучивания и шелушения ЛКП. Подслойная коррозия может возникнуть в результате действия агрессивной среды в болтовых соединениях и сварных сопряжениях. Подслойная коррозия может приобретать вид паутинообразных нитей, распространяющихся от очага коррозии в любых направлениях. Непосредственно в очаге коррозии разрушение металла направлено вглубь, а на периферии этот процесс лишь зарождается, там разрушительные действия коррозии только обретают силу. Она проникает под ЛКП, как правило, в местах механических повреждений, через царапины, сколы, рифленности.
М — местная коррозия. Диаметр поражения больше его глубины. Растрескиваются сварные швы в местах сопряжений. Коррозия направлена по ребрам жесткости, имеет вид пятен и отслоений ЛКП.
Т — точечная коррозия на поверхности ЛКП. Диаметр поражения меньше его глубины. Коррозия может перерасти в язвенную и сквозную.
Пр — проникающая. Образуется в местах скопления грязи и влаги. К сожалению, она становится заметной, когда уже трудно с ней бороться.
Н — налет ржавчины на ЛКП. Это наружная коррозия в местах сопряжения с накладными деталями, молдингами, замками, подфарниками, в местах зафланцовки панелей.
Щ — щелевая. Образуется в узких щелях и зазорах (имеет скрытый характер), в фальцевых, болтовых соединениях и соединениях точечной сварки.
С — структурная коррозия. Связана с потерей жесткости и прочности силовых элементов, появлением трещин в усилителях, лонжеронах, поперечинах. Несущие конструкции в случае даже незначительной коррозии, теряя жесткость, подвергаются деформации.
Можно рекомендовать следующий порядок работ при подготовке снятых с автомобиля деталей к антикоррозионной обработке. Очистите все предназначенные для обработки поверхности металлической щеткой, скребком или шабером, проведите анализ с определением вида коррозии и степени повреждения всех снятых де талей; устраните небольшие повреждения, которые требуют правки, рихтовки, окраски и декоративной отделки. Сильно поврежденные участки поверхности удалите или замените всю деталь; удаление деформированного металла с поврежденного места производите обдирочным кругом с диском и хвостовиком для патрона электродрели. Зачистите напильником, наждачным кругом, шкуркой до металлического блеска кромки металла по периметру вырезки; отметьте карандашом контуры выреза на картоне и вырежьте шаблон с припуском 15 мм по периметру. Придайте ему геометрическую форму ремонтной детали и вырежьте заготовку из металла. Прижмите заготовку с внутренней стороны ремонтируемой детали, удалите окислы травленой кислотой и облудите. Излишки пайки устраните рихтовочным напильником и шкуркой и доведите деталь до товарного вида.
Устраняются дефекты на деталях в зависимости от их размера и месторасположения следующими способами. Сквозные коррозионные повреждения небольших и средних размеров устраняются пайкой или применением эпоксидных смол. Крупные — при помощи синтетических композиционных материалов.
Для устранения повреждений пайкой применяются стальной оцинкованный лист, латунь, медь толщиной до 1 мм. При пайке необходимо иметь припой и травленую кислоту. При заделке повреждений с помощью эпоксидных смол — ремонтный автонабор, в который входят смола эпоксидная, отвердитель, стеклоткань и вспомогательные средства. Пайку (лужение) следует проводить осторожно, т. к. пара олово — сталь дает коррозию, причем сталь является анодом. В порах места пайки из хлористого цинка действуют коррозионно-активные кислоты, поэтому хлористый цинк (травленая кислота) после пайки надо тщательно смыть водой.
Крупные повреждения устраняются при помощи эпоксидных смол по описанному ниже методу. Поверхность с двух сторон окончательно очищают грубой шлифовальной шкуркой, обеспечивающей хорошую сцепляемость смолы с металлом. По шаблону вырезают три куска стеклоткани. Стеклотканью, пропитанной смолой, с припуском 20 мм первой покрывают обезжиренную растворителем деталь, затем вторую и третью накладки с припусками 40 и 60 мм; последняя накладка полностью покрывает подготовленное место. С лицевой стороны детали кладут ровную пластину с целлофановой или липкой лентой-подкладками, а стеклоткань прокатывают валиком.
На рис. 6 дана схема восстановления детали. На вертикальных и наклонных чистовых поверхностях вокруг поврежденного места наклеивают липкую разглаженную пленку. Пленка удерживает смолу от стекания. После затвердения через 24 часа это место можно обработать, как указано выше.
Рис. 6. Восстановление снятых дефектных фигурных деталей с применением накладок из стеклоткани: 1 - выравнивающая пластина; 2 - деталь; 3 - накладки; 4 - эпоксидная смола
Рассмотрим методы защиты от коррозии отдельных частей автомобиля.
Начнем с оперения, прикрепленного к каркасу болтовыми соединениями. Рекомендуем, прежде чем приступить к профилактическим работам, определить характер коррозионных повреждений снятых с автомобиля деталей оперения.
Крылья передние
Снимите орнаменты и указатели поворотов. Внутреннюю поверхность очистите от грязи; механическим способом удалите ржавчину. Определите вид коррозии и степень повреждения. Особое внимание обратите на состояние приварных усилителей верхней и задней части крыла, гнезд крепления фар и нижние отбортовки крыльев. Пятна ржавчины — свидетельство того, что в этом месте покрытие повреждено вплоть до металла. Обычно на крыльях внутренней стороны образуется проникающая, точечная, щелевая коррозия, а на стороне лакокрасочного покрытия просматривается налет ржавчины с подслойной коррозией. Явные разрушения наблюдаются в соединениях крыльев с надставками и брызговиком.
Обезжирьте поверхность бензином или уайт-спиритом. Нанесите кистью размешанный пастообразный автоочиститель ржавчины (не преобразователь) типа ОМЕГА-1, в состав которого входят салициловая и ортофосфорная кислоты, и выдержите в течение 5—30 мин (в зависимости от толщины слоя ржавчины). Затем удалите очиститель сухой ветошью или щеткой и протрите поверхность насухо: снова обезжирьте поверхность бензином или уайт-спиритом, просушите и тотчас покройте грунтом, иначе очищенное место снова начнет ржаветь.
После высыхания грунта нанесите любое антикоррозионное покрытие (эластокор, гидрозащитную мастику, замазку и т. д.).
В труднодоступные места через отверстия усилителей крыла наливом введите битумный лак или любую антикоррозионную мастику, разбавленную до жидкого состояния бензином или растворителем РС-2.
Брызговик с кронштейном номерного знака
Очистите все защищаемые поверхности металлической щеткой, скребком или шабером. Определите вид корразии и степень повреждения. Отремонтируйте небольшие повреждения, которые требуют правки, рихтовки; сильно поврежденные места удалите или замените всю деталь. Автопреобразователем ржавчины удалите рыхлую ржавчину, обезжирьте поверхность бензином. Через 20 мин нанесите кистью преобразователь, через 24 ч увлажните поверхность водой и через час-два нанесите антикоррозионное покрытие.
Для удаления лакокрасочного покрытия перед новой окраской воспользуйтесь препаратом «Автосмывка старой краски». Тщательно перемешанную смывку нанесите кистью на очищенную поверхность (обрабатывать участками площадью не более 0,5 кв. м). После разрыхления старую краску удалите, а очищенную поверхность протрите ветошью, смоченной бензином. При сборке оперения болты и гайки обмажьте пластилином.
Облицовка радиатора и бамперы
Осторожно очистите детали от грязи. При видимых трещинах, царапинах, доходящих до основного металла, ржавчину удалите мягкой фланелью, смоченной скипидаром, с применением зубного порошка. Очищенное место покройте прозрачным лаком.
При эксплуатации автомобиля зимой хромированные детали покрывают консервационными смазками (технический вазелин, жидкий мовиль). Можно приготовить такой состав: 100 г строительного битума растворяют в 0,5 л бензина. Полученную массу тампоном наносят на поверхность детали, перемещая тампон в одном направлении.
Весной консервационное покрытие снимают бензином и обрабатывают детали специальным средством для ухода за хромированными частями автомобиля.
Внутренние поверхности обезжиривают и покрывают средством «Ультра» для удаления ржавчины. После его высыхания поверхности грунтуют и покрывают любым антикоррозионным составом.
Капот
С автомобиля не снимается. Состоит из двух панелей: наружной и внутренней, сваренных между собой по периметру и склеенных в середине в зоне ребер жесткости. В дополнительной защите мовилем нуждаются только ребра жесткости.
Крышка багажника
С автомобиля не снимается. Собрана и сварена аналогично капоту из двух панелей, наружной и внутренней; усилена ребрами жесткости, которые для защиты от коррозии покрываются мовилем через имеющиеся отверстия.
Площадка под аккумуляторной батареей
Здесь в местах приварки площадки к брызговику и к упору к левому лонжерону возможны очаги коррозии в виде налета ржавчины. Заметные очаги коррозии, образовавшиеся в результате всплесков электролита, следует тщательно очистить, промыть водой, высушить, а затем покрыть кистью грунтовкой и краской.
Двери
Изнутри панели дверей оклеены вафельным картоном, люки монтажа арматуры заклеены пленкой. В нижней части дверей имеются сточные (дренажные) щели, которые периодически следует прочищать. Возникновению коррозии способствует наличие влаги (после дождя, снегопада, мойки), которая скапливается вследствие закупорки дренажных щелей. Грязь попадает и через щели во время хода автомобиля. Особенно уязвимы нижние внутренние и наружные части дверей. И здесь следует определить вид коррозии, есть ли необходимость в обработке мовилем и заделке пластилином зафальцованных соединений, связывающих внутренние и наружные панели по периметру.
Днище
Работая в смотровой яме, восстановите антикоррозионное покрытие днища кузова. Поврежденный защитный слой без нарушения загрунтованных частей днища промажьте эластикором или гидрозащитной мастикой с помощью кисти. Не имея эластикора, можно воспользоваться замазкой, нанося ее резиновым или металлическим шпателем. В случае глубокого повреждения защитного покрытия очистите его от ржавчины, обезжирьте и протрите тампоном, смоченным средством «Ультра», до полного удаления ржавчины и высыхания. Нанесите кистью грунтовку или свинцовый сурик на натуральной олифе. После сушки днище промажьте той же мастикой или замазкой. Сварные и болтовые соединения и щели загерметизируйте мастикой, разведенной бензином до жидкого состояния, или битумным лаком. Эти препараты обеспечивают хорошую адгезию (прилипание) жидких компонентов с металлом. Определите вид коррозии.
Пол багажника над бензобаком
Здесь с успехом может быть использован «Герлен-Д», широко применяемый в строительстве для изоляции стыков стен крупнопанельных зданий. При обработке кузова его можно применить для аналогичных целей на панели пола над бензиновым баком, где скапливается влага и грязь. Обладая эластичностью, он хорошо ложится на поверхность пола и защищает его от эрозионного износа под воздействием влаги, грязи, песка, камешков, летящих из-под колес. Способ применения его чрезвычайно прост. Отрежьте кусок нужной длины, снимите силиконози-рованную бумагу и наложите на подготовленную поверхность, очищенную от ржавчины, пыли и обезжиренную бензином. Плотно прижмите, чтобы с боков ленты не было щелей и пузырей, при возможности прикатайте валиком.
Ниши задних колес
Снимите колесо. Поверхность очистите от грязи, механическим способом удалив ржавчину. Определите вид коррозии. Нанесите антикоррозионные покрытия аналогично снятым передним крыльям. Установите пластмассовый щит для колесных арок (рис. 7). Монтаж щитка производите с некоторым усилием, т. к. щиток в поперечном сечении имеет большие размеры, чем ниша. Это сделано для того, чтобы при установке щиток плотно прижимался к стенкам ниши. Крепится щиток четырьмя самонаре-зающимися винтами, для чего сверлятся отверстия диаметром 3—1 3,5 мм под саморез. Зазор между щитком и колесной нишей обеспечивает хорошую вентиляцию, а щиток защищает задние крылья и нишу от ударов твердых частиц, дорожного щебня, пыли. Стойкость щитков зависит от пробега автомобиля. Их заменяют через каждые 60—70 тыс. км.
Рис. 7. Пластмассовые щиты
Крышка люка заднего крыла
У крышки люка бензобака часто возникают коррозионные пятна. Определите вид коррозии. Снимите крышку. Зачистите поврежденные места шкуркой, обезжирьте и нанесите краскораспылителем «Блеск» сначала грунтовку, а после ее высыхания лакокрасочное покрытие с сушкой под лампой.
Скрытые полости
В комплекс работ входит обработка сверху восьми и снизу девяти технологических отверстий диаметром 20 мм, пературных перепадов конденсируется влага, сюда через неровнос-цверных стоек, лонжеронов, усилителей днища, поперечины пола, пороги, а также различные соединения В этих полостях из-за температурных перепадов конденсируется влага, сюда через неровности, неплотности соединений попадает дорожная соль, пыль и вода. Плохая вентиляция способствует сохранности влажной грязи и создает благоприятную среду для развития коррозии.
Защита скрытых полостей от коррозии — это одна из наиболее важных и сложных задач, стоящих перед автомобилистом, которая осложняется отсутствием оборудования со специальными распылителями, о которых речь шла выше.
Подготовка к антикоррозионной обработке скрытых полостей производится в такой последовательности:
1. Дополнительно просверливают сверлом 8—12 мм отверстие в двух задних дверных стойках ниже замка (сверло смазывают тугоплавкой смазкой, собирающей стружку) и подготавливают запасною заглушку.
2. Устанавливают автомобиль на смотровую яму.
3 Снимают резиновые заглушки, обрабатываемые полости промывают водой, разрыхляя грязь ершиком, открыв все нижние отверстия для стока грязной воды, и сушат сжатым воздухом, бытовыми рефлектором или лампой при температуре до 70°С.
Ершики можно приготовить самому. Для механизированной очистки возьмите трос диаметром 6—8 мм, на его конце закрепите капроновую щетку или отогните концы троса в виде распускающегося веера. При помощи электродрели трос можно вращать в закрытой полости. Из троса диаметром 10 мм и трубы внутренним диаметром 11—12 мм и наружным 15 мм сделайте заготовки. Вставьте трос в трубу так, чтобы с двух сторон отверстий трубы кисточками выступали нити троса. Оба конца трубы сожмите в тисках. Длина трубы может быть любой.
4. Обработайте полости консервантами (мовиль, подогретое отработанное трансмиссионное или моторное масло) методом распыления и установите резиновые заглушки.
5. Удалите потеки консерванта на видовой поверхности бензином.
Если в порогах скопилась сильная грязь да еще присутствует старый высохший мовиль, то свежий мовиль не сможет проникнуть к металлу и, прикрыв собой грязь, будет препятствовать ее высыханию, что ускорит развитие коррозии, уменьшит прочность порогов, где расположены около каждого колеса опорные площадки и упоры для лапы домкрата. В эти скрытые полости короба лучше вносить не мовиль, а отработанные трансмиссионные масла.
Комментарии посетителей