Вязкость масла
Вязкость характеризует текучесть масла. В зависимости от температуры масло имеет тенденцию к уменьшению текучести. По мере увеличения температуры масло становится более текучим. Это ухудшает способность масла к сцепляемости и устойчивости выдерживать высокие контактные давления. При охлаждении масло густеет, уменьшается текучесть и возрастает внутреннее трение. Из-за этого свойства необходимо применять моторное масло с такой вязкостью, которая меняется при изменении температуры в возможно меньших пределах.
При запуске холодного двигателя масло должно быть в достаточной степени жидким для того, чтобы чрезмерно не перегружать двигатель и чтобы после запуска, масло быстрее проникло во все места, где необходима смазка.
Текучесть масла равнозначна его внутреннему трению и обозначается единицами SAE (Society of Automotive Engineers — Ассоциация Автомобильных Инженеров), например SAE 10 W 40.
10 — вязкость масла в холодном состоянии. Чем меньше число, тем меньше вязкость моторного масла в холодном состоянии.
W — моторное масло предназначено для использования зимой.
40 — вязкость масла в горячем состоянии. Чем больше число, тем выше вязкость моторного масла в горячем состоянии.
Тем не менее, вязкость масла полностью не характеризует смазочных свойств масла.
Бензиновые двигатели
А — всесезонные масла с повышенными антифрикционными свойствами, спецификация VW 500 00 или VW 502 00.
В — всесезонные масла, спецификация VW 501 01, а также API-SF или SG.
Турбодизельные двигатели
В — всесезонные масла, спецификация VW 505 00
Всесезонные масла
В двигателях автомобилей предпочтительно использовать всесезонные масла. Преимущество всесезонных масел состоит в том, что их не нужно выбирать в зависимости от времени года. Они изготавливаются на базе жидкого односезонного масла (типа 10W). В нагретом состоянии это масло стабилизируется так называемым сгустителем, что обеспечивает соответствующие смазочные качества масла при всех температурах. При использовании всесезонного масла, следует применять современные сорта с широким температурным диапазоном вязкости, например 10W-40, 15W-50.
Буква W (winter — зима) в обозначении SAE характеризует пригодность использования масла в зимний период.
Масла с повышенными смазочными свойствами представляют собой всесезонные масла, в которых, помимо прочих добавок, имеются вещества, уменьшающие коэффициент трения, что обеспечивает уменьшение расхода топлива на 2%. При их производстве используются специальные исходные компоненты (синтетические масла).
Так, как диапазон использования соседних классов SAE перекрываются, можно не обращать внимание на кратковременные температурные колебания. Допускается смешивание масел различных классов вязкости, если требуется доливка масла, а окружающая температура уже не соответствует классу вязкости масла залитому в двигатель.
При длительных наружных температурах ниже -20 °С рекомендуется заливать масло SAE 5W-20.
Внимание. Моторные масла CD, которые производитель обозначает как масла для дизельных двигателей, непригодны для бензиновых двигателей. Имеются масла, применение которых возможно в двух типах двигателей, в этом случае на емкости с маслом указываются оба обозначения, например SG/CD.
Дополнительные добавки к маслу, независимо от их вида и назначения, не должны добавляться в масло.
Спецификация моторного масла
Для современных двигателей следует использовать только масла HD. Масла HD являются маслами с повышенными смазочными свойствами, улучшенными за счет различных присадок. Эти присадки обеспечивают лучшую противокоррозионную защиту, более благоприятные условия против явления окисления, наименьшую склонность к образованию шлаков, наилучшее изменение вязкости, очищающие и растворяющие свойства. Очищающие и растворяющие присадки не только уменьшают образование остатков в двигателе, но и одновременно обладают способностью эти остатки и все прочие загрязнения в моторном масле растворять и держать во взвешенном состоянии так, что при замене масла эти загрязнения удаляются вместе со сливаемым маслом.
Качество масел HD определяется по системе API (American Petroleum Institut). Европейские производители также придерживаются этой системы.
Обозначение сорта масла производится двумя буквами. Первая буква характеризует область применения: S — Servise, предназначены для карбюраторных двигателей; С — Commercial, предназначены для дизельных двигателей.
Вторая буква определяет сорт масла в алфавитном порядке.
Маслами высшего сорта по классификации API являются SG для карбюраторных двигателей и CD для дизельных двигателей.
Комментарии посетителей