Обнаружение повреждений в цепи
Электрическая цепь состоит из электрического элемента, переключателей, реле, двигателей, предохранителей, автоматических выключателей, проводов и разъемов, которые соединяют электрический элемент с аккумуляторной батареей и кузовом. Для помощи при поиске источников неисправности системы электрооборудования, в конце руководства приводятся схемы электрооборудования автомобиля.
Прежде, чем пытаться определить источник неисправности, вначале изучите соответствующую схему электрооборудования для получения представления об элементах, установленных в этой цепи. Круг возможных источников неисправности можно сузить, если проверить функционирование других элементов, входящих в данную цепь. Если несколько элементов или цепей выходят из строя одновременно, то проблема, очевидно, заключается в предохранителе, общим для этих цепей или элементов, или контакте с кузовом.
Нарушение работоспособности обычно обусловлены простыми причинами, такими, как ослабленные или окисленные разъемы, отсутствие контакта с кузовом, перегоревшие предохранители, расплавившейся пережигаемой перемычкой или неисправным реле. Визуально проверьте состояние всех предохранителей, проводов и разъемов в вышедшей из строя цепи прежде, чем приступать к проверке остальных элементов. Используйте схемы электрооборудования для определения того, какие из концевых зажимов необходимо проверить для обнаружения источника неисправности.
Для поиска неисправностей используются тестер или вольтметр (светодиодный пробник); омметр; батарея и набор проводов со щупами; накидной прокол, желательно с автоматическим выключателем или предохранителем, который используется для обхода проверяемых проводов или элементов.
Ненадежный контакт в электрической цепи какого-либо из элементов (обычно из-за плохого подсоединения или окисления контактов, или поврежденной изоляции), можно провести проверку встряхиванием проводов. Необходимо потрясти провод рукой, чтобы проверить, не появляется ли неисправность при движении провода. Таким методом можно уменьшить круг возможных. источников неисправности до какого-либо провода.
Вместе с проблемами из-за ненадежного соединения проводов, в системе электрооборудования имеют место два основных типа неисправностей — разомкнутая цепь или короткое замыкание.
Цепь размыкается в результате обрыва ил окисления контакта в цепи электрооборудования, что вызовет отключение элемента электрооборудования.
Короткое замыкание участка цепи приводит к утечке тока из другой цепи, обычно напрямую на кузов. Короткое замыкание обычно вызвано разрывом изоляции проводов, что позволяет проводу касаться другого провода или какого-либо заземленного элемента, например кузова. Короткое замыкание обычно приводит к перегоранию соответствующего предохранителя.
Для проверки целостности цепи, подсоедините прибор для проверки схем или отрицательный щуп вольтметра к отрицательной клемме аккумуляторной батареи или заземленному элементу. Подсоедините второй щуп к соединению в проверяемой цепи, желательно ближайшему к аккумуляторной батарее или предохранителю. При этом этот участок цепи должен быть под напряжением от аккумуляторной батареи (при этом не забывайте, что некоторые цепи электрооборудования включаются лишь при повороте ключа в замке зажигания в определенное положение).
Переключателем включите цепь, затем подсоедините щуп тестера к соединению, ближайшему к выключателю цепи на стороне проверяемого элемента. Если напряжение присутствует (о чем свидетельствуют показания вольтметра), это значит, что участок цепи между соответствующим соединением и выключателем не имеет разрывов.
Аналогичным образом продолжайте проверку цепи. Обнаружения участка, на котором нет напряжения, свидетельствует, что разрыв цепи произошел между этой точкой и точкой предыдущей проверки, на которой было напряжение. Большинство проблем разомкнутой цепи вызваны сломанным или ослабленным разъемом.
Для обнаружения источника короткого замыкания, вначале отсоедините элементы нагрузки цепи (элементы, потребляющие электрический ток, такие как лампочки, электродвигатели, нагревательные элементы и т.д.).
Выньте соответствующий предохранитель и вместо него подсоедините щупы тестера или вольтметра. Включите питание в цепи, при этом не забывайте, что некоторые цепи электрооборудования включаются лишь при повороте ключа в замке зажигания в определенное положение. Если напряжение присутствует, это значит, что в цепи имеется короткое замыкание. Если при проверке напряжение отсутствует, однако предохранитель по прежнему перегорает при подключении той нагрузки цепи, это свидетельствует о выходе из строя элемента нагрузки.
Обнаружение некачественного заземления
Отрицательная клемма аккумуляторной батареи подключается к «массе» -металлу кузова, двигателя или коробки передач. Это означает, что крепление элемента электрооборудования и кузов являются частью электрической цепи. Ненадежное или окисленное крепление может привести к отказу элемента или нарушению его работы. В частности, лампочки могут гореть тусклым светом (особенно если в точке заземления этой лампочки осуществляется заземление какого-либо еще включенного элемента электрооборудования), электродвигатели могут работать медленно, а также работа одной цепи может оказывать незаметное на первый взгляд действие на работу другой цепи. Не забывайте, что на многих автомобилях используются провода заземления между некоторыми элементами, такими как двигатель/трансмиссия и кузовом, то есть в тех местах, где нет прямого контакта между металлическими элементами, из-за мягких резиновых креплений или слоя краски.
Для проверки надежности заземления элемента, необходимо отключить аккумуляторную батарею и подключить один из щупов омметра к надежно заземленному элементу. Подсоедините другой щуп к проводу пли соединению с кузовом, которое необходимо проверить. Показываемое омметром сопротивление должно быть равно нулю; в противном случае, проверьте соединение следующим образом.
При отсутствии заземления, разберите соединение и очистите участок кузова и клемму провода (или поверхность заземления элемента) до чистого металла. Тщательно удалите все следы грязи, затем при помощи ножа снимите всю краску так, чтобы получился надежный контакт двух металлических поверхностей. При сборке, надежно затяните крепление разъема; при подсоединении клеммы провода, установите шайбу с зазубренными краями между клеммой и поверхностью кузова для обеспечения надежного соединения. При подсоединении для предотвращения появление коррозии в будущем, нанесите слой вазелина или силиконовой смазки.
Комментарии посетителей