На всех моделях с механической коробкой передач устанавливается сухое однодисковое сцепление, которое состоит из ведомого и нажимного дисков сцепления, диафрагменной пружины, кожуха и подшипника выключения сцепления. Нажимной диск имеет регулировочное кольцо, обеспечивающее самоустановку сцепления по мере износа (см. иллюстрацию 1.0). Такое сцепление получило обозначение SAC по первым буквам английского названия «саморегулирующееся сцепление».
Нажимной диск жестко привинчен к маховику, который, в свою очередь, прифланцован к коленчатому валу двигателя. Между нажимным диском и маховиком находится ведомый диск сцепления, который нажимным диском отжимается к маховику. Ведомый диск сцепления прочно соединен с первичным валом коробки передач шлицевой ступицей.
Ведомый диск сцепления свободно перемещается на шлицах первичного вала коробки передач и прижимается к маховику нажимным диском с усилием, которое создает его мембранная пружина. С обеих сторон ведомого диска приклепаны фрикционные накладки. Ведомый диск сцепления прочно соединен с первичным валом коробки передач шлицевой ступицей.
При нажатии на педаль сцепления (выключение сцепления) на рычаг вилки выключения сцепления оказывается гидравлическое давление и подшипник выключения сцепления прижимается к диафрагме нажимного диска. В результате этого нажимной диск разжимается, а ведомый диск сцепления больше не выдавливается к маховику. Силовое замыкание между двигателем и коробкой передач прекращается (см. иллюстрации 1.0а, 1.0б и 1.0в).
Подшипник выключения сцепления установлен с передней стороны коробки передач и перемешается вилкой выключения сцепления. При нажатии на педаль сцепления перемещается поршень в главном цилиндре и выдавливает тормозную жидкость, которая по шлангу поступает в рабочий цилиндр сцепления. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра сцепления перемещается и приводит в действие вилку выключения сцепления. Вилка выключения сцепления отводит подшипник, который воздействует на пружину нажимного диска и отжимает нажимной диск от ведомого диска сцепления.
При каждом включении и выключении сцепления в результате трения фрикционная накладка диска сцепления постепенно истирается. Таким образом, ведомый диск сцепления является изнашиваемой деталью, но его хватает в среднем более чем на 100 000 км пробега. Степень износа зависит в основном от нагрузки, например, эксплуатация автомобиля с прицепом и от манеры вождения.
Все двигатели оснащаются так называемым составным маховиком, представляющим собой два соединенных между собой диска. Такой маховик имеет механизм гашения (амортизации) крутильных колебаний, возникающих при вращении двигателя, и способствующий снижению уровня шума при работе двигателя на малых оборотах.
Кроме того, на автомобилях с демультипликатором для предотвращения так называемых пиковых нагрузок, вызываемых резким отпусканием педали сцепления, на его гидроприводе установлен специальный клапан с обозначением PTL (аббревиатура от первых букв английского названия клапана, переводимого как «ограничитель пиковых нагрузок»). В момент отпускания педали сцепления клапан закрывается и тормозная жидкость идет через перепускное отверстие на нем. Этим замедляется ее поток и ведомый диск более плавно соединяется с маховиком (см. иллюстрацию 1.0г).
Комментарии посетителей