Меры предосторожности
Не отсоединяйте аккумулятор при работающем двигателе.
Не подвергайте аккумулятор короткому замыканию, т.е. не соединяйте между собой положительный (+) и отрицательный (-) полюса. При коротком замыкании аккумулятор нагревается и может лопнуть.
Не освещайте аккумулятор открытым огнем. Электролит обладает разъедающим действием. Не допускайте его попадания в глаза, на одежду или кожу. При необходимости смойте его большим количеством воды.
Не вывинчивайте при зарядке пробки у аккумулятора с центральным газоотводом (вентиляцией), которую имеют современные модели аккумуляторов.
Дайте аккумулятору оттаять, если он замерз. Аккумулятор в заряженном состоянии замерзает примерно при - 65’С, наполовину разряженный - при - 30°С, а полностью разряженный замерзает уже при температуре около-12’С. Осмотрите корпус оттаявшего аккумулятора и убедитесь, что он не лопнул. При необходимости такой аккумулятор замените на новый.
При зарядке аккумулятора от обычного зарядного устройства, а также от устройства ускоренной зарядки аккумулятор необходимо снимать или, как минимум, отсоединять от него провода питания.
Если зарядка выполняется с помощью переносного зарядного устройства (с малой силой тока) то аккумулятор можно не демонтировать. Провода также не отсоединяются. Однако в этом случае следует строго придерживаться указаний производителя зарядного устройства.
Температура электролита в аккумуляторе при его подключении к зарядному устройству должна быть не менее +10°С.
Зарядка
15. Снимите аккумулятор.
16. Проверьте перед зарядкой уровень электролита в ячейках. При необходимости долейте дистиллированной воды.
17. Заряжайте аккумулятор только в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. При зарядке без снятия аккумулятора из моторного отсека капот автомобиля оставьте открытым.
18. Убедитесь, что шланг вентиляции аккумулятора ни где не пережат, а отводной патрубок не забит.
Если на зарядном устройстве можно регулировать ток зарядки, то сила зарядного тока при использовании устройства обычной зарядки должна составлять около 10% от емкости аккумулятора. Это значит, что для аккумулятора емкостью 50 А/ч сила зарядного тока должна быть около 5 А. Продолжительность зарядки аккумулятора в этом случае составит примерно 10 часов.
19. Соедините положительный полюс аккумулятора с положительным, а отрицательный с отрицательным полюсом зарядного устройства. Само зарядное устройство при подключении должно быть выключенным
20. Вставьте штепсель зарядного устройства в розетку сети. Если необходимо, включите зарядное устройство.
21. Проверяйте температуру аккумулятора на ощупь, ладонью, если аккумулятор заряжается постоянным током. Температура электролита при зарядке не должна превышать +55°С. При необходимости прервите зарядку или уменьшите зарядный ток.
22. Выключите (если необходимо) зарядное устройство после завершения зарядки и отсоедините его от сети.
23. Отсоедините провода зарядного устройства от аккумулятора.
24. Проверьте зарядку аккумулятора.
25. Установите аккумулятор на место (см. соответствующую главу).
Зарядка аккумулятора без центрального вентиляционного шланга
26. Вывинтите перед зарядкой пробки ячеек аккумулятора или узкой отверткой снимите соответствующую крышку над ними.
Пробки или крышку положите на отверстия. Таким образом предотвращается разбрызгивание электролита, вызванное образующимися при зарядке газами.
27. Заряжайте аккумулятор до тех пор, пока не прекратится интенсивное газообразование во всех ячейках, а также пока не прекратится увеличение плотности электролита и рост напряжения. Эти показатели сопоставляются путем трех измерений, выполняемых подряд с интервалом в 1 час.
28. Дайте аккумулятору отстояться примерно в течение 20 минут после завершения зарядки.
Зарядка разряженного и сульфатированного аккумулятора
Аккумулятор, который длительное время не использовался, например, стоял на не эксплуатировавшемся автомобиле, постепенно разряжается и, кроме того, может покрыться отложениями сульфатных солей.
Аккумулятор считается сильно разряженным, если напряжение холостого хода менее 11,6 В.
Электролит (смесь воды и серной кислоты) сильно разряженного аккумулятора состоит преимущественно из воды.
Внимание! При отрицательных температурах воздуха такой аккумулятор может замерзнуть, а его корпус лопнуть.
Сильно разряженный аккумулятор покрывается отложениями сульфатных солей. Это значит, что поверхности пластин отвердевают, а электролит приобретает беловатый оттенок.
Если разряженный аккумулятор зарядить сразу после разрядки, то отложение солей и отвердение пластин продолжится, а способность принимать ток зарядки будет ограниченной.
Сильно разряженный и сульфатированный аккумулятор следует заряжать небольшим током. Сила тока зарядки в данном случае не должна быть выше 5% от емкости аккумулятора. Ток зарядки, к примеру, для аккумулятора емкостью 60 А/ч должен быть 3 А. Напряжение тока зарядки не должно превышать 14,4 В.
Внимание! Сильно разряженный аккумулятор нельзя заряжать от устройства ускоренной зарядки.
Использование вспомогательного аккумулятора
Ускоренная зарядка или аварийный запуск двигателя с использованием вспомогательного аккумулятора должны быть исключением, т.к. при этом аккумулятор подвергается воздействию очень большого тока за короткий промежуток времени. При ускоренной зарядке сила тока зарядки составляет 20% и более от емкости аккумулятора. Долго хранившиеся и сильно разряженные аккумуляторы не следует заряжать с помощью устройства ускоренной зарядки, потому что в этом случае они оказываются заряженными так называемым поверхностным зарядом.
Комментарии посетителей