Рычаги и тяги переключения пятиступенчатой коробки передач: 1 - шаровая головка, 2 - кожух, 3 - стопорное кольцо, 4 - распорная втулка, 5 - пружина сжатия, 6 - шаровой упор, 7 - пружина сжатия, 8 - втулка, 9 - рычаг переключения передач, 10 - распорная трубка, 11, 12, 14, 16, 26 и 27 - гайка, 13 - крышка, 15 и 17 - соединительная деталь, 18 - стопорное кольцо, 19 - амортизатор, 20 - сферическая втулка, 21 - упорная штанга, 22 и 23 - винт, 24 - шайба, 25 - кожух механизма переключения передач, 28 - вилка переключения передач, 29, 34, 35 и 36 - винт, 30 - зажимное кольцо, 31 - гофрированный чехол, 32 - штанга переключения передач, 33 - зажимная деталь, 37 и 38 - шайба, 39 - упорная штанга.
Мощность двигателя через сцепление передается на первичный (входной) вал коробки передач. На этом валу сидят пять шестерен (и еще одна шестерня для передачи заднего хода). Эти шестерни постоянно сцепляются с соответствующими шестернями вторичного вала. Шестерни обоих валов опираются на игольчатые ролики, то есть жесткого соединения между валом и шестерней не существует.
Шестерни и валы
Шестерни вращаются свободно до тех пор, пока одна из них из-за включения передачи не сцепится с соответствующей шее терней на другом валу. Для э того на каждом валу сначала с помощью блокирующего кольца синхронизатора осуществляется жесткая связь между шестерней и валом, после этого шестерня сидит на валу жестко и может сцепиться с сопряженной шестерней для передачи силы. Чтобы шестерни могли сцепляться друг с другом, частоты вращения валов должны совпадать. С этой целью часть одного вала посредством фрикционных элементов скользит по части другого вала. Благодаря трению вал, который вращается быстрее, тормозится до тех пор, пока оба вала не начнут вращаться синхронно.
Передние передачи и передача заднего хода
Первые три передачи являются понижающими. Четвертая передача является прямой, частота вращения двигателя передается примерно в соотношении 1:1. При включении пятой передачи вторичный вал коробки передач вращается быстрее, чем коленчатый вал двигателя. Естественно, в автомобиле должен быть предусмотрен и задний ход. Для этого на каждом приводном валу располагается дополнительная шестерня, которая меняет направление вращения приводных колес на противоположное. При выборе передачи с помощью рычага переключения передач движения рычага через штангу переключения передач передаются на сегмент переключения, который располагается на коробке передач.
Этот разрез наглядно показывает принцип переключения передач: 1 и 3 - гайки крепления сферической втулки, 2 и 4 - неподвижная реактивная штанга, 5 - штанга переключения передач.
Комментарии посетителей