Разрабатывая силовые агрегаты для нового поколения «четверок», производитель много поработал над усовершенствованием двигателей внутреннего сгорания. Их изобретателю Отто это, безусловно, понравилось бы. Впервые в этой серии использованы два совершенно новых бензиновых двигателя с алюминиевым картером: четырехцилиндровый рядный двигатель мощностью 96 кВт (130 л.с.) с рабочим объемом 2,0 л и шестицилиндровый V-образный двигатель мощностью 162 кВт (220 л.С.) с рабочим объемом 3,0 л. Программу бензиновых двигателей дополняет испытанный двигатель Turbo мощностью 110 кВт (150 л.с.) с рабочим объемом 1,8 л и переработанный двигатель мощностью 75 кВт (102 л.с.) с рабочим объемом 1,6 л.
Вариант автомобиля большой вместимости Avant до премьеры новой модели в июле 2001 года оснащался двигателями 2,4 л (165 л.с.) и 2,8 л (193 л.с.). Теперь же в новых А4 Avant устанавливаются те же бензиновые двигатели, что и в седанах, которые получили их в октябре 2000 года, то есть Avant поставляется с новым двигателем 1,6 л.
За исключением этого базового двигателя с рабочим объемом 1,6 л, для ускорения газообмена в бензиновых двигателях фирма Audi делает ставку на пятиклапанную технику. Два впускных и три выпускных клапана призваны обеспечить лучший расход газа. Ясно, что через три клапана за одно и то же время проходит большее количество газовой смеси, чем через два или один клапан. Наполнение цилиндра за один такт впуска значительно улучшается.
Шестицилиндровый V-образный двигатель ASN рабочим объемом 3,0 л
Детали шестицилиндрового пятиклапанного V-образного двигателя с рабочим объемом 3,0 л: 1 - стержневой указатель уровня масла, 2 - шкив для привода насоса рулевого управления, 3 - поликлиновой ремень, 4 - генератор, 5 - зубчатый ремень, 6 - гаситель колебаний, 7 - масляный поддон, В - масляный фильтр, 9 - шкив для компрессора кондиционера, 10 - коленчатый вал, 11 - выпускной распределительный вал, 12 - одноискровая катушка зажигания, 13 - впускной распределительный вал, 14 - маслоналивная горловина, 15 - впускной газопровод с изменяемой геометрией.
Если отвлечься от основной концепции, т.е. расположения рядов цилиндров под углом 90" относительно друг друга и идентичного внутреннего диаметра цилиндров, то можно сказать, что в новом лучшем двигателе используется не так уж много компонентов от предыдущего двигателя с рабочим объемом 2,8 л. Шестицилиндровый V-образный пятиклапанный двигатель разгоняет переднеприводной седан А4 с пятиступенчатой механической коробкой передач с 0 до 100 км/ч в течение 6,9 секунд. Максимальная скорость составляет 245 км/ч, средний расход топлива для этой версии составляет всего лишь 9,5 литров.
Важнейшим нововведением в этом двигателе считается алюминиевый блок цилиндров (благодаря этому двигатель весит всего лишь 163 кг), более легкие поршни, уравновешивающий вал, непрерывно регулируемый впускной распределительный вал, регулируемый выпускной распределительный вал, новый двухступенчатый газопровод с изменяемой геометрией и устройство управления двигателем Bosch-Motronic ME 7.1.1 с электронной педалью акселератора.
Зависимость мощности и крутящего момента от частоты вращения шестицилиндрового V-образного пятиклапанного двигателя с рабочим объемом 3,0 л
Впускной распределительный вал может непрерывно регулироваться до 42' в направлении раннего зажигания. Со стороны выпуска в случае необходимости распределительный вал может регулироваться на 22’ в сторону позднего зажигания. Уже при 1900 оборотах в минуту система устанавливает максимальное перекрытие, это позволяет достичь максимально возможного крутящего момента. Максимальный крутящий момент 300 Нм в этом случае создается уже при 3200 оборотах с минуту. В диапазоне от 2200 до 5200 оборотов в минуту обеспечивается 90% максимального крутящего момента.
Наряду с хитроумным регулированием распределительного вала в двигателе ASN имеется вновь сконструированный двухступенчатый впускной газопровод с изменяемой геометрией. Начиная с 4200 оборотов в минуту, резонансный впускной трубопровод переключается на короткий тракт. Максимальная мощность 162 кВт (220 л.с.) обеспечивается при 6300 оборотах в минуту.
Двигатель ALT рабочим объемом 2,0 л
Детали двигателя с рабочим объемом 2,0 л (5V): 1 - одноискровая катушка зажигания, 2 - впускной распределительный вал, 3 - гидравлический толкатель, 4 - натяжной ролик зубчатого ремня, 5 - зубчатый ремень, 6 - поршень, 7 - успокоитель колебаний (шкив коленчатого вала), 8 - поликлиновой ремень, 9 - шкив насоса рулевого управления, 10 - коленчатый вал, 11 - впускной газопровод с изменяемой геометрией, 12 - стержневой указатель уровня масла, 13 - форсунка, 14 - цепь привода впускного распределительного вала, 15 - выпускной распределительный вал, 16 - свеча зажигания
В качестве второго новичка в ассортименте бензиновых двигателей фирма Audi представила рядный двигатель с рабочим объемом 1984 см3. Этот пятиклапанный двигатель с алюминиевым блоком цилиндров и уравновешивающими валами для улучшения хода разгоняет седан А4 до скорости 100 км/ч также в течение менее 10 секунд. Максимальная скорость равна 212 км/ч. Если учесть, что расход топлива составляет всего лишь 7,9 литров, то можно утверждать, что этот двигатель составит конкуренцию другим силовым агрегатам. Испытатели хвалят этот двигатель за то, что он очень хорошо набирает обороты, и набор оборотов не сопровождается неприятными вибрациями.
К важнейшим техническим нововведениям, на которые указывает производитель, относится непрерывное регулирование впускного распределительного вала для достижения оптимального наполнения двигателя, система охлаждения с программным управлением для увеличения к.п.д., новый двухступенчатый впускной газопровод с изменяемой геометрией тракта для обеспечения большего крутящего момента и высокой мощности, а также уравновешивающие валы для улучшения работы двигателя.
Двигатель 2,0 л FSI с непосредственным впрыском бензина
Четырехцилиндровый двигатель объемом 2 литра был выбран Audi для того, чтобы перейти к новому поколению двигателей с непосредственным впрыском бензина (FSI). Блок цилиндров и размеры двигателя FSI соответствуют параметрам обычного двигателя с тем же рабочим объемом. Новым является лишь то, что в нем имеется система впрыска топлива с общим топливопроводом и одноплунжерный ТНВД. В головке цилиндра в отличие от двигателей Audi с впрыском во впускной коллектор имеется не пять, а четыре клапана. Это позволило освободить место для форсунки, которая с точностью до миллисекунд дозирует топливо при давлении впрыска 110 бар. Четырехклапанная головка блока цилиндров имеет механизм газораспределения с приводом клапанов через коромысла и роликовыми толкателями. Впускной газопроводе изменяемой геометрией в двигателе FSI является также двухступенчатым, то есть впускной тракт может иметь различную длину для высоких и малых оборотов. Постоянное регулирование впускного распределительного вала и в этом двигателе обеспечивает соответствующее управление временем открытия клапанов.
Зависимость мощности и крутящего момента от частоты вращения пятиклапанного двигателя FSI с рабочим объемом 2,0 л
Для очистки ОГ в двигателе MSI также используется два каталитических нейтрализатора. За выпускным коллектором вблизи двигателя расположен трехкомпонентный ступенчатый каталитический нейтрализатор, а в нижней части кузова — аккумулирующий каталитический нейтрализатор, в котором накапливаются и преобразуются оксиды азота. Аккумулирующий нейтрализатор сконструирован с учетом специальных требований, связанных с особенностями двигателя с непосредственным впрыскиванием топлива. Этот нейтрализатор связывает оксиды азота в бариевом слое.
Двигатель с турбонаддувом AVJ рабочим объемом 1,8 л
Проверенный на практике двигатель с турбонаддувом и рабочим объемом 1,8 л
Четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и рабочим объемом 1,8 л, который является классическим двигателем предыдущего поколения, был принят во внимание и при создании новых моделей А4. Двигатель был проверен тысячекратно. Этот агрегат ценят за большой крутящий момент (210 Нм), который благодаря турбонагнетателю создается уже при невысоких оборотах (1750 мин-1). До 4600 оборотов в минуту этот момент не изменяется. Таким образом, максимальный крутящий момент обеспечивается во всем диапазоне оборотов, которые в основном используются во время езды. Такое развитие мощности обычно встречается только у двигателей с большим рабочим объемом.
Большой крутящий момент двигателя с рабочим объемом 1,8 л и турбонаддувом турбонагнетатель обеспечивает даже при низких оборотах
Переднеприводной А4 1,8Т с ручным переключением передач на 100 км потребляет лишь 8,2 литра бензина «Супер» (неэтилированный бензин с октановым числом 95). Ускорение с 0 до 100 км/ч с этим двигателем достигается всего лишь за 8,9 сек. Максимальная скорость составляет 222 км/ч.
Двигатель ALZ рабочим объемом 1,6 л
Экологичный двигатель с большим крутящим моментом: базисный двигатель с рабочим объемом 1,6 л (общий вид моторного отделения)
Большие затраты умственного труда потребовались при создании базисного двигателя с рабочим объемом 1,6 л. Благодаря новому клапанному приводу с роликовыми коромыслами и малыми потерями на трение, а также тонкому шлифованию многих компонентов двухклапанный двигатель стал мощнее, кроме того, теперь он меньше загрязняет окружающую среду. Четырехцилиндровый рядный двигатель имеет верхний распределительный вал, максимальная мощность составляет 102 л.с., а максимальная скорость — 190 км/ч. Как и 8 других моторах, которые управляются с помощью Bosch Motronic ME, теперь для электронного управления двигателем используется ME 7. Более ранние модели ALZ оснащены проверенными Simos 3.4 производства фирмы Siemens.
Модель | Рабочий объем (см3) | Мощность (кВт/л.с.) |
4-цил. 2-клапанный двигатель ALZ 1,6 л | 1595 | 75/102 |
4-цил. 5-клаланный двигатель AVJ 1,8 л турбо | 1781 | 110/150 |
ALT 2,0 л | 1984 | 96/130 |
6-цил. V-образный 5-кл. двигатель ASN 3,0 л | 2976 | 162/220 |
Идентификация двигателя
Каким двигателем оснащен Ваш автомобиль, можно узнать из таблицы с характеристиками транспортного средства, которая имеется в сервисной книжке, и, естественно, из официальных документов на автомобиль. Самый надежный способ идентификации двигателя состоит в том, чтобы на блоке цилиндров или в месте разъединения двигателя и коробки передач отыскать буквенное обозначение двигателя (то есть ASN, ALT, AVJ или ALZ). Где-нибудь в этих местах Вы обязательно найдете выбитые буквы. Для полной идентификации необходим также порядковый номер агрегата. На следующих эскизах показансц-где нужно искать.
Номер двигателя (буквенное обозначение двигателя и порядковый номер) в четырехцилиндровом двигателе с двумя клапанами находится слева спереди в месте соединения двигателя и коробки передач.
Номер двигателя у четырехцилиндрового двигателя с пятью клапанами (рабочий объем 1,8 с турбонаддувом или 2,0 л) находится в левой задней части на блоке цилиндров.
Номер двигателя у шестицилиндрового двигателя с пятью клапанами (3,0 л) выбит спереди вверху (между головкой блока цилиндров и гидравлическим насосом). Кроме того, буквенное обозначение имеется в левой задней части на головке блока цилиндров. Обозначение ASN можно увидеть лишь после некоторых манипуляций. Для этого нужно, по крайней мере, снять переднюю крышку двигателя. На корпусе вакуумных мембран для регулирования впускного газопровода имеется наклейка с буквами и номером. Если ее нет, снимите заднюю крышку двигателя, чтобы можно было увидеть буквенное обозначение на головке блока цилиндров. Если нужно знать полный номер двигателя, после отворачивания двух винтов и снятия нажимной пружины снимите вакуумные мембраны и отложите их в сторону с присоединенными трубопроводами. После этого на блоке цилиндров можно увидеть соответствующее обозначение.
Детали двигателя
Блок цилиндров. В блоке цилиндров помещаются движущиеся детали. Кроме того, блок цилиндров служит в качестве опоры для таких агрегатов как генератор, стартер и система зажигания.
Головка блока цилиндров. Головка блока цилиндров закрывает цилиндры сверху. Она содержит впускной и выпускной каналы, водопроводящие каналы, седла клапанов, подшипники и направляющие для деталей клапанного газораспределения, а также резьбу для свечей зажигания и камеру сгорания. Прокладка между металлическими поверхностями головки блока цилиндров и блоком цилиндров препятствуют проникновению в цилиндры воздуха и охлаждающей жидкости.
Цилиндры. Цилиндры в совокупности с головкой блока цилиндров образуют камеру сгорания (рабочую полость). Они гладко отшлифованы (хонингованы) и точно подогнаны к диаметру поршней. Охлаждение обеспечивает вода, которая течет через каналы, которые имеются в стенке цилиндра.
Поршни. Поршни воспринимают давление сгорания и передают его через шатуны к коленчатому валу. К основным деталям поршня относится днище поршня, пояс поршневых колец и бобышка для поршневого пальца. Два верхних поршневых кольца (уплотнительные кольца) препятствуют выходу газа из камеры сгорания в блок цилиндров. Нижнее кольцо (маслосъемное кольцо) отводит лишнее смазочное масло со стенки цилиндра назад в масляный поддон.
Шатуны. Шатун соединяет поршень с коленчатым валом. Составные части шатуна: головка шатуна (охватывает поршневой палец), стержень шатуна, нижняя головка шатуна и крышка шатуна (охватывает шатунную шейку).
Коленчатый вал. Преобразует движение поршней вверх и вниз во вращательное движение. Детали коленчатого вала: коренные шейки (для опоры на блок цилиндров), шатунные шейки, щеки коленчатого вала (соединяют шатунные шейки с коренными шейками).
Клапаны. Через впускные клапаны впускается свежий газ в цилиндры, через выпускные клапаны выпускаются в выхлопную трубу отработавшие газы. Совокупность всех деталей, которые участвуют в открывании и закрывании клапанов, называют клапанным механизмом.
Распределительный вал. Распределительный вал открывает и закрывает клапаны в соответствующий момент времени. Каждый клапан приводится в движение кулачком через тарельчатый толкатель или роликовое коромысло. Распределительный вал приводится в движение посредством зубчатого ремня от коленчатого вала.
Комментарии посетителей