Детали антиблокировочной системы и системы регулирования устойчивости автомобиля: 1 - кронштейн для крепления гидроагрегатов, 2 - вакуумный насос для усилителя тормозного привода (только для бензиновых двигателей с автоматической коробкой передач), 3 - управляющее устройство для антиблокировочной системы с электронным устройством блокировки дифференциала (J104), 4 - гидравлический 6noK(N55), 5 - датчик давления в системе тормозного привода, 6 - гидравлический блок управления (J104 и N55), 7 - ротор датчика частоты вращения (переднего правого), 8 - датчик частоты вращения передний правый (G45), 9 - контакт сигнализатора низкого уровня тормозной жидкости (F34), 10 - комбинированный прибор, 11 - нажимная кнопка для регулирования тяги ведущих колес (Е132), 12 - датчик угла поворота управляемых колес (G85) при наличии системы регулирования устойчивости автомобиля, 13 - датчик поперечного ускорения (G200) и датчик угловой скорое ти (G202), 14 - выключатель для сигнализатора включения стояночной тормозной системы (F9), 15 - ротор датчика частоты вращения (заднего правого), 16 - датчик частоты вращения задний правый (G44), 17 - датчик частоты вращения задний левый (G46), 18 - ротор датчика частоты вращения (заднего левого), 19 - сигнализатор противобуксовочной системы и системы регулирования устойчивости автомобиля (К86), 20 - сигнализатор антиблокировочной системы (К47), 21 - контрольная лампа (К118) «Неисправность тормозной системы», 22 - выключатель сигнала торможения (F), 23 - ротор датчика частоты вращения (переднего левого), 24 - датчик частоты вращения передний левый (G47).
Управляющее устройство антиблокировочной системы. Это устройство находится в моторном отделении слева. Оно постоянно обрабатывает данные о частоте вращения, которые поступают от колесных датчиков, и сравнивает их с запрограммированными величинами. Если колеса начинают вращаться с разной частотой, что сигнализирует об опасности блокирования одного или нескольких колес, то управляющее устройство приводит в действие гидравлический блок, и давление для соответствующего колеса снижается до тех пор, пока оно снова не начнет вращаться свободно, после чего процесс торможения может быть возобновлен. В зависимости от состояния дороги в процессе торможения эти изменения могут происходить с промежутком в несколько миллисекунд.
Управляющее устройство также отвечает за целый ряд систем для повышения безопасности автомобиля при движении. К этим системам относится электронная система распределения тормозных сил, электронное устройство блокировки дифференциала и электронная система регулирования устойчивости автомобиля.
Электронная система распределения тормозных сил (EBV). Специальная программа в управляющем устройстве антиблокировочной системы регулирует давление в тормозном приводе таким образом, чтобы защитить задние колеса от превышения силы тормозного нажатия. Необходимость в регуляторе тормозных сил или клапане уменьшения давления отпадает.
Электронное устройство блокировки дифференциала (EDS). Это устройство используется при трогании с места. При разгоне на скользкой дороге оно автоматически притормаживает пробуксовывающее колесо. При этом приводной момент через дифференциал передается на то колесо, которое не вращается. В переднеприводных моделях устройство блокировки дифференциала осуществляет регулирование до скорости 40 км/ч, в полноприводных — до 80 км/ч. Это устройство дополняется противобуксовочной системой. Противобуксовочная система вмешивается не в регулирование торможения, а в управление двигателем. Если от датчиков частоты вращения, которые входят в состав антиблокировочной системы, поступают данные о пробуксовывании колес, то мощность двигателя снижается. Это регулирование осуществляется при любой скорости.
Электронная система регулирования устойчивости автомобиля (ESP). Эта система автоматически снижает опасность заноса и тем самым повышает безопасность автомобиля в критических ситуациях. Система в состоянии притормаживать отдельные колеса, это позволяет стабилизировать автомобиль, если он проявляет тенденцию к заносу. Если, например, начинает заносить заднюю часть автомобиля, то антиблокировочная система притормаживает то переднее колесо, которое расположено с внешней стороны поворота. Для электронной системы регулирования устойчивости автомобиля, которая поставляется за дополнительную плату, необходим дополнительный гидравлический насос, который в случае необходимости создает соответствующее давление в тормозном приводе (см, также технический словарь в главе «Ходовая часть»).
Гидравлический блок. Основная часть антиблокировоч-ной системы. Этот блок привинчен к управляющему устройству, их можно разъединить только в демонтированном состоянии. В состав блока входит электронасос и клапанный блок с электромагнитными клапанами. Если начинает действовать антиблокировочная система, то управляющее устройство дает команду на снижение давления в тормозном приводе. Тормозная жидкость течет от клапанного блока прямо в расширительный бачок. Если давление в тормозном приводе снова повышается, то тормозная жидкость из бачка через гидравлический насос подается непосредственно в соответствующий тормозной контур. Работу насоса можно заметить по тормозной педали, — педаль начинает слегка пульсировать.
Гидравлический блок и управляющее устройство образуют один узел. Благодаря непосредственному соединению устраняются источники неисправностей. Винты, которыми соединяются между собой отдельные детали гидравлического управляющего блока, ослаблять нельзя. Блок не ремонтируется, а заменяется
Датчик частоты вращения. Датчик монтируется на каждом колесе на небольшом расстоянии от зубчатого диска (ротора), который жестко связан со ступицей колеса. Ротор вместе со своими зубчатыми выступами в зависимости от скорости вращения колеса вращается мимо датчика быстрее или медленнее. Каждый зубец импульсного датчика индуцирует импульс напряжения. Благодаря этому в датчике производится переменное напряжение, частота которого изменяется в соответствии с частотой вращения колеса. Таким образом, датчики измеряют частоту вращения того или иного колеса и передают ее в виде электрического сигнала в управляющее устройство.
Неисправности антиблокировочной системы. Сигнализатор антиблокировочной системы загорается при включении зажигания и гаснет при работающем двигателе. Это происходит не позже чем через 2 секунды, а также в том случае, если скорость движения превысила 6 км/ч. Если сигнализатор загорается во время езды, то это означает, что либо одно из колес пробуксовывает в течение более 20 секунд, либо в антиблокировочной системе возникла неисправность. Еще одной причиной может быть падение напряжения ниже 10 Вольт. Несмотря на загорание сигнализатора, Вы можете продолжить движение, однако тормозная система функционирует так, как будто в автомобиле нет никакой антиблокировочной системы. В этом случае следует проявлять осторожность, так как электронное распределение тормозных сил не работает, и задние колеса могут заблокироваться.
Для устранения этого дефекта следует обратиться в мастерскую. В мастерской с помощью специального прибора опросят коды системных неисправностей, которые хранятся в памяти управляющего устройства.
Комментарии посетителей