Снятие
1. Как описано в части А или Б настоящей главы, снимите головку цилиндров, маховик, поддон и отражательную пластину, масляный насос и маслоприемник.
2. Обследуйте верхние части цилиндров, возможные выступы от выработки необходимо удалить, чтобы на повредить поршень при снятии.
3. С помощью набора плоских щупов измерьте боковой зазор между нижними головками шатунов и щеками коленвала. Полученные данные запишите для дальнейшего использования.
4. Поверните коленвал до установки головки и поршня № 1 в НМТ; поршень № 4 установится позже. Если поршни и шатуны не нумерованы нанесите на них маркировку (на поршни, крышки и шатуны) с помощью керна (рис. 7.4). Запомните ориентацию крышек по отношению к шатунам - в этой стадии метки изготовителя бывает трудно увидеть - начертите стрелки, чтобы правильно установить при сборке.

5. Отверните болты/гайки крепления крышек. Снимите крышку вместе со вкладышем (рис. 7.5, а, б). Если вкладыши предстоит устанавливать обратно, привяжите их к своим крышкам скотчем.
![]() | ![]() |
6. Если крышки крепятся гайками, оберните резьбовую часть болтов скотчем, чтобы не поцарапать шейки вала при снятии и установке (рис. 7.6).

7. Продвиньте шатуны вверх, помогая деревянной ручкой молотка, и снимите с двигателя вместе с поршнями. Обратите при этом внимание на то, что верхний неизношенный поясок цилиндра при извлечении поршня может повредить его или кольца. Однако, резонно заметить, что при таком износе потребуется замена и поршней и колец. Если поршень и шатун целы, привяжите к ним снятый верхний вкладыш. На двигателях с форсунками масляного охлаждения поршней будьте осторожны - не повредите их при снятии поршней.
8. Снимите поршень №4 тем же образом и проверните коленвал на пол-оборота. Снимите поршни №2 и №3. До сборки храните снятые компоненты, сложенные вместе по группам, чтобы установить на свои места.
9. Если необходимо, отверните винты крепления и снимите масляные форсунки в нижней части цилиндров (рис. 7.9, а-в).
![]() | ![]() |

Проверка
10. Часовой отверткой удалите стопорные кольца пальцев со всех поршней. Вытолкните пальцы и отделите поршни от шатунов (рис. 7.10, а, б). Вибросите стопорные кольца - для установки требуются новые. Если палец не выходит - нагрейте поршень до 60°С в горячей воде - это облегчит снятие.
![]() | ![]() |
11. Перед проверкой поршней необходимо снять поршневые кольца с помощью съемника или плоских щупов. Всегда снимайте первым верхнее компрессионное кольцо, растягивая его над днищем поршня. Кольца очень хрупкие и могут сломаться, если их слишком сильно растянуть - берегите руки от порезов острыми краями колец и глаза от разлагающихся их обломков. Сняв кольца, выбросите их - при ремонте двигателя устанавливайте новые кольца (рис. 7.11).

12. Удалите нагар из канавок поршня, используя старые кольца или их обломки (не порежьтесь острыми кромками колец). Удаляйте только нагар, не снимайте металл и на царапайте канавки. Берегите руки - одевайте перчатки.
13. Соскребите с днища поршня все следы нагара. Ручная проволочная щетка или кусок наждачной бумаги помогут удалить основную часть нагара.

Примечание: Очищая поршни, сохраните их нумерацию и установочную маркировку.
14. Закончив чистку поршней, отмойте керосином или другим подходящим растворителем шатуны, высушите их как следует. Убедитесь, что отверстия для пропуска масла в канавках поршней на забиты нагаром.
15. Если поверхность цилиндра не повреждена существенно и блок на требует расточки, можно установить прежние поршни. Нормальный износ поршня проявляется, как вертикальные залысины на трущихся поверхностях поршня и небольшое прославление в посадка верхнего компрессионного кольца. При капитальном ремонта всегда должны устанавливаться новые поршни.
16. Тщательно осмотрите поршни - в бобышках, юбка и перегородках поршня не должно быть трещин. Проверьте поршни на отсутствие задиров на трущихся поверхностях, прогаров днища и перегородок.Если поршень имеет задиры или раковины, возможно, двигатель перегревался или сгорание топлива было неверным, что вызывало особо высокие температуры в камере сгорания. В таких случаях нужно проверить системы охлаждения и смазки. Прогары по юбке поршня говорят о том, что кольце не уплотняли зазор поршень/цилиндр. Прогары днища поршня говорят о возможной неверной установке зажигания, момента впрыска, детонации. Если есть вышеуказанные проблемы, причина должна быть устранена, в противном случае двигатель выйдет из строя снова. Эти причины в бензиновых двигателях могут быть вызваны лереобеднением смеси из-за подсасывания воздуха на впуске. В дизельных двигателях виной тому могут быть неисправные форсунки.
17. Проверьте порыли, шатуны, пальцы и крышки шатунов на отсутствие трещин Уложите шатуны на ровную поверхность и, глядя вдоль шатуна, проверьте отсутствие его искривления. Если есть сомнения в рабочем состоянии шатуна, попросите специалистов соответствующим образом оборудованной мастерской проварить его. Проверьте отсутствие следов износа и повреждений втулки верхней головки шатуна.
18. Микрометром измерьте диаметры поршней в точке на 10 мм выше юбки под прямым углом к оси пальца (рис. 6.18). Сравните полученные измерения с данными, приведенными в Спецификациях. Если размеры поршня выходят за пределы допустимого, поршни требуют замены.

Примечание: Если блок цилиндре при прежнем ремонте рассверливался до ремонтного размера, должны быть установлены ремонтные поршни. Запишите измерения и используйте их для проверки зазоров поршень/цилиндр при измерении диаметра цилиндров, как описано далее.
19. Установите новое поршневое кольцо в соответствующую канавку и измерьте с помощью плоского щупа зазор между перегородкой и кольцом (рис. 7.19). обратите внимание на то, что кольца разной толщины - устанавливайте кольца по канавкам. Сравните полученные измерения с данными, приведенными в Спецификациях. Если зазоры выходят за пределы допустимого поршни подлежат замене. Подтвердите результат, измерив толщину кольца.

20. Если есть износ или повреждение пальца, палец и втулку верхней головки шатуна можно заменить. Эту работу лучше доверить специалистам автомастерской.
21. При соединении поршня с шатуном они должны быть соответствующим образом сориентированы. На днище поршня нанесена стрелка (она может быть загрязнена нагаром) (рис. 7.21,а, б). При установке поршня в блок стрелка должна смотреть вперед двигателя. Шатун вместе с крышкой имеют фрезерованные выступы ("8" на рис. 7.21). Оба выступа должны быть обращены двигателя (рис. 7.21). Поршень с шатуном должны собираться с соблюдением этих требований.


Рис. 7.21, б. Компоненты поршня (показан двигатель 1Z, остальные - аналогичны): 1. Поршневые кольца; 2. Поршень; 3. Палец; 4. Стопорное кольцо; 6. Шатунный вкладыш; 7. Верхняя поверхность блока цилиндров; 8. Крынка шатунного подшипника; 9. Направляющая втулка (если есть); 10. Масляная форсунка охлаждения поршня; 11. Винт крепления масляной форсунки; 12. Болты крепления крышки шатунного подшипника; А. Идентификационные метки на шатуне и крышке; В. Метки ориентации шатуна и крышки
22. Смажьте палец и втулку верхней головки истым моторным маслом, вставьте палец в поршень, совместив его с верхней головкой. Установите новые стопорные кольца с двух сторон пальца. Повторите процедуру с остальными поршнями.
Комментарии посетителей