Проверка
1. При ремонте всегда рекомендуется заменять старые вкладыши новыми, однако старые вкладыши не торопитесь выбрасывать - они много могут рассказать о состоянии ремонтируемого двигателя (рис. 11.1).
Рис. 11.1 Типичные повреждения вкладышей
2. Разрушение подшипников происходит вследствие недостатке смазки, избытка в масле грязи и инородных включений, перегрузкой двигателя или коррозией. Вне зависимости от причины разрушения подшипников, она должна быть устранена до сборки двигателя, чтобы этого не произошло снова.
3. Для осмотра вкладышей снимите их с двигателя, демонтировав крышки коренных и шатунных подшипников. Разложите вкладыши на чистой горизонтальной поверхности в порядке их размещения на двигателе. Это даст возможность сопоставить проблемы вкладышей с соответствующими цилиндрами. Не прикасайтесь к внутренней поверхности вкладышей, чтобы не повредить деликатную поверхность.
4. Грязь и прочие инородные частицы проникают в двигатель разными путями. Они могут остаться в двигателе после сборки, или проникнуть через фильтры или вентиляцию картера Они могут попасть в масло и с ним в подшипники. Часто присутствуют в масле металлические частицы, являющиеся продуктами нормального износа или механической обработки деталей. Абразивы часто остаются в двигателе посла восстановления. особенно если после обработки двигатель плохо промыт. Вне зависимости от источника, эти инородные частицы заканчивают свой путь часто вкрапленными в мягкий металл вкладышей, где их легко узнать. Крупные частицы оставят царапины и в шейка и во вкладыше. Лучшим средством от этих болезней является чистота - мойте тщательнее все компоненты двигателя и содержите все в безупречной чистоте в процесса сборки. Рекомендуется также час тая и регулярная смена масла и фильтра.
5. Недостаток смазки (или прекращение-смазки) имеет много взаимосвязанных причин. Повышенная температура (масло становится недопустимо жидким), перегрузка (выдавливает смазку из подшипников скольжения). увеличенные зазоры в подшипниках. изношенный масляный насос, высокие обороты двигателя провоцируют прекращение смазки. Забитые каналы смазки, часто как следствие рассовмешенных отверстий для прохода масла во вкладышах, становятся причиной масляного голодания подшипников и выводят их преждевременно из строя Если недостаток смазки явился причиной выхода вкладыша из строя мягкий материал подшипника скольжения со трется с металлической подложки вплоть до полного удаления. Увеличенная температура трения раскрасит подложку вкладыша в цвета побежалости.
6. На продолжительность жизни вкладышей сильно влияет стиль вождения Полный дроссель ("педаль в пол", "полная дыра"), езда "в натяг" создают большие нагрузки на подшипники коленвала, выдавливая масляную пленку из их зазоров. Это ослабляет вкладыши, оставляя усталостные микротрещины в их рабочих поверхностях. Растрескавшийся материал отстает от подложки кусочками.
7. Поездки на короткие дистанции ведут к коррозии подшипников, т. к. конденсат и коррозионные газы на удаляются из непрогретого моторного масла и образуют в нем кислоту и шлам. Все это подается вместе с маслом к подшипникам скольжения.
8. Неправильная установка подшипников естественным образом ведет к их износу. Перетянутые подшипники имеют недостаточные зазоры, недостаточные зазоры имеют недостаточную смазку. Грязь и инородные включения забивают недостаточные зазоры, оставляя подшипники без смазки.
9. Не касайтесь внутренней поверхности вкладышей па льдами при сборке, чтобы не поцарапать их деликатную поверхность и на оставить случайную грязь.
10. Как отмечено в начале нестоящего параграфа, вкладыши подлежат замене при любой разборке подшипников коленвала. Не стоит экономить на замене вкладышей.
Комментарии посетителей