Примечание. Можно приобрести как новую, так и восстановленную головку цилиндров. Имейте в виду, что для разборки и проверки потребуются специальные инструменты, да и новые детали не всегда тот час же окажутся в магазине. Таким образом, может быть практичнее приобрести уже готовую восстановленную головку, чем разбирать, проверять и восстанавливать прежнюю.
Разборка
1. Снимите головку цилиндров с блока, как описано в части А или Б этой главы. Снимите звездочку распредвала, как описано в части А или Б настоящей главы.
2. На дизельных моделях снимите форсунки и свечи накаливания (см. главы 4Б или 5В).
3. Если необходимо, снимите выходной фланец системы охлаждения вместе с прокладкой/уплотнительным кольцом.
4. На двигателях AHL выверните температурный датчик из головки цилиндров.
5. Очень важно при снятии складывать компоненты по группам и держать их вместе, чтобы облегчить установку. Если их устанавливать не на свои места, возможен повышенный износ. Раскладывайте группы компонентов по пластиковым пакетам - размечайте контейнеры, например: №1 выпускной, №2 впускной и т.д. (рис. 6.5). Цилиндр №1 находится со стороны ремня ГРМ.
6. На крышках опор распредвала есть метки производителя если их почему-то не видно, чертилкой нанесите при снятии свои.
7. Крышки опор распредвала снимаются следующим образом.
Двигатели ADR, AFY, АЕВ, AJL
8. В передней части распредвала снимите датчик Холла, отверните болт от распредвала, снимите конусную шайбу и пластину датчика Холла.
9. Автоматический регулятор фазы распредвала перед снятием надо заблокировать. Механики Audi используют для этого специальный инструмент 3366 (рис. 6.9, а). Можно изготовить аналогичный самодельный инструмент из резьбовой шпильки, гайки и маленькой металлической пластины, чтобы сжать регулятор. Для страховки подвяжите самодельный инструмент пластиковым хомутом (рис. 6.9, б, в).
10. Выставите цепь и звездочки в линию за стрелками на задних крышках опор распредвалов, нанесите метки на цепь звездочки. Обратите внимание на то, что расстояние между двумя метками должно быть равным 16 роликам цепи. Метка выпускном распредвале слегка смещена по направлению к центру головки цилиндров.
11. Ослабьте болты крышек 3 и 5, затем на 6 на обоих распредвалах (рис. 6.11).
Рис. 6.11. Компоненты головки цилиндров (двигатели ADR, AFY, АЕB, AJL): 1. Болт крепления звездочки распредвала; 2. Звездочка распредвала; 3. Сальник; 4. Головка цилиндров; 5. Маслосъемный колпачок; 6. Клапанная пружина; 7. Верхнее седло клапанной пружины; 8. Сухари; 9. Гидротолкатель; 10. Впускной распредвал; 11. Крышка опоры впускного вела; 12. Передняя комбинированная крышка опоры; 13. Выпускной распредвал; 14. Крышка опоры, выпускной распредвал; 15. Болт крепления крышки опоры распредвала; 16. Приводная цепь; 17. Автоматический регулятор фазы распредвала; 18. Резиновое уплотнение; 19. Полукруглое резиновое уплотнение; 20. Выпускной клапан; 21. Впускной клапан; 22. Сальник; 23. Кольцо датчика Холла; 24. Конусная шайба; 25. Болт крепления кольца; 26. Датчик Холле; 27. Болт крепления датчика Холла
Примечание: Крышки пронумерованы от задней стороны головки цилиндров, крышка №6 -'комбинированная, устанавливается на оба распредвала.
12. Отверните болты крепления регулятора фазы распредвала.
13. Постепенно ослабьте болты крепления крышек 4 и 2 на обоих распредвалах, снимите оба распредвала с головки цилиндров вместе с автоматическим натяжителем цепью (рис. 6.13).
14. Отцепите регулятор от цепи и снимите цепь со звездочек распредвалов. Снимите сальники с распредвалов (рис. 6.14).
Двигатели ADP, AHL, 1Z, AFF, AFN, АНН, AHU
15. Ослабьте гайки крышек опор 5, 1 и 3, затем крышек 2 и 4 (рис. 6.15). Ослабляйте гайки в диагональной последовательности по пол-оборота за проход до тех пор, пока их нельзя будет снять руками. Держите крышки в порядке, соответствующем их установке.
Рис. 6.15. Компоненты головки цилиндров (двигатели 1Z, AHU, АНН. AFN и AFF): 1. Крышка опоры распредвала; 2. Гайка; 3. Распредвал; 4. Шпонка; 5. Болт крепления звездочки распредвала; 6. Гидротолкатель; 7. Верхнее седло клапанной пружины; 8. Клапанная пружина; 9. Маслосъемные колпачки; 10. Нижнее седло клапанной пружины; 11. Направляющая втулка; 12. Клапаны; 13. Полукруглое уплотнение; 14. Сальник распредвала; 15. Отливка головки цилиндров
Примечание: Крышки пронумерованы от 1 до 5 начиная от ремня ГРМ.
16. Снимите сальник с распредвала и выбросите его, для установки требуется новый (рис. 6.16).
17. Аккуратно снимите распредвал с головки цилиндров, держа его горизонтально за концы, чтобы не повредить опоры.
Все двигатели
18. Снимите гидротолкатели и разложите их донышками вниз, чтобы не вытекло масло (рис. 6.18). Рекомендуется хранить толкатели, погруженными в масло на все время ремонта головки. Запомните установку каждого толкателя, чтобы установить их при сборке на свои места во избежание повышенного износа.
19. Переверните головку и уложите на бок. Компрессором клапанных пружин ("рассухаривателем") по одной сожмите их, чтобы вынуть сухари. Если верхняя тарелка "пригорела", приударьте по верхней пятке компрессора молотком (накрыв тряпкой, что бы сухари внезапно не разлетелись), чтобы освободить ее (рис. 6.19, а, б).
Примечание: На двадцатиклапанных двигателях отверстие для доступа к впускным клапанам значительно меньше, чем к выпускным - стандартный компрессор может оказаться слишком большим Если к инструменту Audi/VAG доступа нет. можно изготовить самодельный из подходящей гайки, шайбы и металлических прутков, сваренных вместе (рис. 6.19, а, б).
20. Освободите компрессор и снимите седло пружины, клапанную пружину (бензиновые двигатели) или сдвоенную клапанную пружину (дизельные двигатели) (рис. 6.20, а, б).
21. Пассатижами или специальным съемником (удобен цанговый) стяните колпачки с направляющих втулок, после чего (на дизельных двигателях) снимите нижнее седло пружины. Снимите сам клапан со стороны клапанного седла. Повторите процедуру с остальными клапанами (рис. 6.21, а-в).
Очистка
22. Соскребите все следы старой прокладки с головки цилиндров. Соскребите весь нагар с камер сгорания и каналов, стараясь их не поцарапать. Не пользуйтесь наждачной бумагой грубее 100, затем промойте головку тщательным образом с керосином или иным подходящим растворителем.
23. Соскребите с клапанов весь нагар. Для облегчения труда можно воспользоваться круглой проволочной щеткой с электро- или пневмоприводом.
24. Если головка очень. грязная, ее нужно отмыть паром. Завершив мойку, тщательно высушите головку убедитесь в том, что все масляные и водяные каналы чисты. Сальники выбросите - для сборки требуются новые.
Проверка
Головка цилиндров
Примечание: На дизельных двигателях клапаны и головка цилиндров ремонту не подлежат (клапаны можно только притереть, неисправные компоненты заменяются новыми.
25. Тщательно обследуйте головку на отсутствие трещин, видимых следов утечек охлаждающей жидкости и других повреждений. Обратите особое внимание на области вокруг клапанных седел и свечных отверстий. Если найдены трещины между седлами клапанов, специалисты Audi утверждают, что головку можно использовать, если ширина трещин не более 0,6 мм. Если найдены более серьезные повреждения, головка подлежит замене.
26. Небольшие обгорелости седел могут быть удалены притиркой клапанов, как описано далее. Серьезные прогары седла требуют их фрезеровки, однако, эту работу нужно доверить специалистам.
27. С помощью стальной линейки и набора плоских щупов обследуйте головку на отсутствие кривизны поверхности разъема с блоком в нескольких местах (рис. 6.27). Сравните полученные измерения с данными, приведенными в Спецификациях. На бензиновых двигателях при необходимости головку можно шлифовать, не выходя за пределы высоты, указанной в Спецификациях.
28. Минимально допустимые высоты головки приведены в Спецификациях.
Распредвал
29. Обследуйте кулачки и опорные шейки распредвала на предмет обнаружения очевидного износа. Их поверхности должны выглядеть гладкими и полублестящими. Осмотрите поверхности, выглядящие чрезмерно блестящими - возможно, они изношены. Не должно быть царапин, задиров и т.п. Если закаленная поверхность распредвала ношена, дальнейший износ будет происходить лавинообразно. Изношенный распредвал подлежит замене.
Примечание: Если изношены вершины кулачков, осмотрите соответствующие им толкатели - возможно, они изношены также.
30. Если предусмотрена, осмотрите шестерню привода распределителя. Чрезмерный люфт в приводе говорит об изношенной шестерне и приводит к неверной установке момента зажигания.
31. Если на поверхностях трения распредвала есть цвета побежалости, возможно, в этих местах был перегрев, вероятнее всего, из-за отсутствия достаточной смазки. Перегрев может привести к искривлению вала - уложите вал на призмы и проверьте его биение в центральной шейке. Если биение превышает допустимое Спецификациями, вал подлежит замене.
32. Чтобы измерить осевой зазор распредвала, установите распредвал в головку цилиндров, установите первую и последнюю крышки опор, затяните гайки их крепления предписанным моментом для первой стадии. Уприте ножку индикатора часового типа в торец вала со стороны ремня ГРМ, закрепив прибор на головке. Переместите распредвал до упора в один конец и обнулите шкалу. Теперь переместите распредвал до упора в другой конец головки и снимите показания индикатора. Переместите вал снова до упора и убедитесь в установке лимба на ноль (рис. 6.32).
Примечание: При проведении измерения толкателей в головке не должно быть.
33. Сравните полученные данные со Спецификациями. Если зазор увеличен, виноват в этом может быть как распредвал, так и головка цилиндров. Изношенные детали подлежат замене.
34. Теперь необходимо измерить зазор в опорах распредвала. Первый метод -труднодоступный (из-за дороговизны инструмента), заключается в следующем. Не устанавливая распредвал, установите крышки всех опор, после чего измерьте нутромером все внутренние диаметры подшипников скольжения опор. Следующий этап - измерение выверенным микрометром всех диаметров шеек вала. Вычитание из первых полученных результатов вторых даст значение зазора в каждой шейке.
35. Второй метод, более точный, заключается в применении пластикового измерительного прутка "Plastigauge". Этот метод может оказаться еще более труднодоступным - "Plastigauge" очень непросто приобрести. Но, метод заключается в следующем.
36. Убедитесь в полной чистоте вала и поверхностей подшипников опор в головке. Уложите распредвал на сухую головку.
37. Уложите отрезок "Plastigauge" на вершину каждой шейки, расположив его параллельно оси вала.
38. Установите крышки опор распредвала в головку и в диагональной последовательности последовательно затяните их предписанным моментом.
Примечание: Если требуется затягивать крепления крышек в несколько стадий, затяните их только моментом для первой стадии. Не вращайте распредвал во время проведения измерений. иначе получите неверные результаты.
39. Отверните гайки крепления опор и аккуратно снимите крышки вертикально вверх, чтобы не потревожить "Plastigauge". Расплющенные отрезки пластика должны остаться на шейках.
40. Приложите палетку, поставляющуюся в комплекте с "Plastigauge" к отрезкам и измерьте их ширину - вычислите по шкале зазор.
41. Сравните полученные измерения с данными, приведенными в Спецификациях. Если зазор превышает допустимый, замене подлежат распредвал и головка цилиндров.
42. На двигателях DOHC зазоры измеряются на обоих распредвалах.
43. В заключение, снимите крышки опор и распредвал, удалите налипшие остатки пластика.
Клапаны и связанные с ними компоненты
Примечание: На всех двигателях клапанные тарелки протачивать недопустимо, можно только притирать.
44. Проверьте клапаны визуально на отсутствие износа. Изменений диаметров стержней, задиров и глубоких царапин на них не должно быть. Микрометром измерьте диаметр стержня клапана в нескольких местах по всей длине (рис. 6.44).
45. Тарелки клапанов не должны иметь трещин, прогаров и глубоких раковин. Небольшой питтинг рабочих фасок может быть удален притиркой при сборке, как описана далее.
46. Пятка стержня клапана не должна иметь чрезмерного износа и выкрашивания металла; эти дефекты возможны при неисправных гидротолкателях.
47. Вставьте клапан в свою направляющую втулку и укрепите рядом с тарелкой индикатор часового типа. Выдвиньте клапан из втулки настолько, чтобы его пятка установилась заподлицо с торцом втулки. Измерьте ход качания клапана во втулке (рис. 6.47).
48. Если измеренный результат превышает данные, предписанные Спецификациями, направляющая втулка и клапан заменяются вместе.
Примечание: Натравляющие втулки в головку запрессованы, для их снятия требуется гидравлический пресс. Эту работу лучше доверить специалистам соответствующим образом оборудованной мастерской.
49. Измерьте штанген-циркулем длину каждой пружины. Поскольку длина пружин Спецификациями не предписывается, остается единственный способ - сравнить длину старой пружины с длиной новой. Обратите внимание на то, что клапанные пружины обычно при капитальном ремонте заменяются (рис. 6.49).
50. Проверьте прямоугольность пружины, установив ее на плоскости рядом с уголком (рис. 6.50). Кривые пружины замените.
Сборка
51. Для получения герметичности в паре клапан/седло требуется притереть клапаны. Для этого требуется грубея и тонкая притирочные пасты и приспособление для притирки клапанов - это может быть как цанговый инструмент, так и инструмент в виде присоски. Привод может быть как ручным, так и механическим.
52. Нанесите немного тонкой пасты на рабочую фаску тарелки клапана. Установите клапан в свою втулку. Присоедините инструмент и вращательными движениями "туда-сюда" притрите клапан к своему седлу. Периодически поднимайте клапан и переставляйте, в седле, чтобы паста распределялась равномерно (рис. 6.52).
53. Продолжайте притирку до появления равномерной матовой полоски не только на клапане, но и обязательно на седле. Повторите операцию с оставшимися клапанами.
54. Если клапаны и седла обгорели настолько, что требуют для притирки грубой пасты, на забудьте о допустимой высоте выступания пятки стержня клапана над направляющей втулкой - не сотрите седло клапана в пыль. Необходимые высоты приведены в Спецификациях в начала главы. Если превысить допустимые размеры, гидротолкатели на смогут работатъ удовлетворительно.
55. Приняв во внимания вышеуказанную информацию, притирайте клапаны сначала грубой пастой. Смойте следы грубой пасты и притирайте затем тонкой, до достижения равномерной слегка матовой рабочей поверхности фаски.
56. Как только все клапаны притрете, уделите все следы притирочной пасты с головки цилиндров и клапанов растворителем и тщательно просушите.
57. На дизельных головках прежде установите нижнее седло пружины выгнутой плоскостью к головка (рис. 6.57).
58. Действуя с каждым клапаном поочередно, смажьте стержни клапанов чистым моторным маслом и вставьте их в направляющие втулки. Наденьте один из защитных пластиковых чехлов, вложенных в комплект маслосъемных колпачков на стержень клапана, чтобы защитить колпачок при установке (рис. 6.58, а, б).
59. Погрузите новый маслосъемный колпачок в чистое моторное масло, наденьте его на стержень клапана и протолкните направляющей втулки. С помощью головки или специальной оправки запрессуйте колпачок на втулку (рис. 6.59). Снимите защитный чехольчик.
60. Наденьте клапанную(ные) пружину на стержень клапана (рис. 6.60). На дизельных двигателях убедитесь в том, что пружины правильно установлены в нижнем седле.
61. Установите верхние седла на пружину. С помощью компрессора пружин сожмите их, чтобы установить сухари, зафиксируйте их в канавках на стержнях клапанов. Для облегчения фиксации сухарей смажьте каплей пластичной смазки (рис. 6.61). Плавно отпустите компрессор, убедитесь в правильной постановке сухарей. Если сухари установлены правильно, они должны сомкнуться.
62. Повторите процесс с остальные клапанами. Для надежной фиксации сухарей после их постановки обстучите слегка ножки стержней клапанов молотком через проставку из мягкого металла, чтобы не повредить клапаны. Перед постановки толкателей еще раз убедитесь в фиксации сухарей.
63. Смажьте толкатели снаружи чистым моторным маслом и установите их на места. Протолкните их, слегка покрутите до упора в клапаны, после чего смажьте контактирующие с кулачками поверхности (рис. 6.63).
Двигатели ADR, AFY, АЕВ, AJL
54. Уложите резиновую/металлическую прокладку на автоматический регулятор фазы вместе с полукруглым уплотнением (рис. 6.64, a, б) в передней части головки цилиндров. Если на прокладке герметик не нанесен, нанесите немного подходящего герметика в указанную область (рис. 6.64).
55. Смажьте распредвалы и подшипники опор чистым моторным маслом.
66. Зацепите за звездочки распредвалов цепь так, чтобы между метками звездочек было 16 роликов (рис. 6.66).Установите регулятор между плечами цели и аккуратно опустите распредвалы на свои места в головка цилиндров, поддерживая распредвалы за концы, чтобы не повредить шейки и кулачки. Действуя иным способом, можно уложить распредвалы вместе с цепью в головку цилиндров, после чего слегка приподнимите распредвалы за звездочки, чтобы установить регулятор.
67. Сальники распредвалов можно установить уже в этой стадии или позднее. Погрузите новые сальники в чистое моторное масло и наденьте их на передние концы валов. Сальники устанавливаются закрытыми поверхностями наружу. Действуйте аккуратно, чтобы на повредить рабочие кромки сальников. Установите сальники в их посадочные места.
68. Заверните болты регулятора и затяните их предписанным моментом.
69. Смажьте верхние поверхности опорных шеек и установите крышки №2 и №4 на оба распредвала. Убедитесь в том, что крышки установлены правильно и затяните болты их крепления предписанным моментом.
Применение: Крышки пронумерованы от задней сторож двигателя.
70. Установите крышки №1 на оба распредвала и постепенно затяните болты крепления предписанным моментом.
71. Снимите фиксирующий инструмент с автоматического регулятора.
72. Нанесите тонкий слой герметика на стыковочную поверхность передней комбинированной крышки и установите ее так, чтобы сальники на перекосились (рис. 6.72). Постепенно затяните болты крепления крышки предписанным моментом.
73. Установите крышки №5 и постепенно затяните болты крепления предписанным моментом.
74. Установите пластину датчика Холла на передний конец впускного распредвала и затяните болт предписанным моментом.
75. Установите датчик Холла и затяните болт крепления.
Двигатели ADP. AHL, 1Z, AFF, AFN, АНН, AHU
76. Смажьте распредвал и опорные поверхности в головке цилиндров чистым моторным маслом (рис. 6.76).
77. Аккуратно опустите распредвал в головку цилиндров кулачками первого цилиндра вверх. При установка держите распредвал за торцы параллельно головке, чтобы не повредить опорные поверхности (рис. 6.77).
78. Опустите новый сальник в чистое моторное масло, установите его на передний конец распредвала закрытой поверхностью наружу. Действуйте аккуратно - не повредите рабочие кромки сальника. Сальник установите в посадочное место.
79. Крышки опор пронумерованы и имеют стыковочный выступ с одной стороны. Если крышки установить правильно, номера на крышках должны быть читаемы с выпускной стороны головки цилиндров и выступы должны быть со впускной стороны головки цилиндров. Смажьте верхние поверхности опорных шеек распредвала, посла чего установите крышки №2 и №4. Убедитесь в их правильной установке и постепенно затяните болты крепления предписанным моментом (рис. 6.79, а, б).
80. Смажьте стыковочные поверхности крышки №1 герметиком и установите крышки №№ 1, 3 и 5 на распредвал, постепенно затянув гайки их крапления предписанным моментом (рис. 6.80).
Все двигатели
81. Если предусмотрено, установите датчики температуры и аварийного давления масла в головку цилиндров.
82. Если предусмотрено, установите выходной фланец системы охлаждения вместе с новой прокладкой/уплотнительным кольцом (рис. 6.82).
83. На дизельных двигателях установите форсунки и свечи накаливания, как описано в главах 4Б и 5В.
84. Установите головку цилиндров, как описано в части А или Б настоящей главы. Установите звездочку распредвала, как это описано в части А или Б настоящей главы.
Комментарии посетителей