"Мозгом" системы впрыска и соединенной с ней системы зажигания является блок управления. Он находится в электронном блоке слева сзади в моторном отсеке (в пространстве, которое еще может называться кожухом). Если установлен турбонагнетатель, то там же находится и датчик высоты, т.е. такое устройство, которое осуществляет регулировку давления наддува при движении на большой высоте, например, в горах. В самом автомобиле блок управления распознается по черному корпусу, т.к. он закрыт крышкой. Под крышкой (1) электронного блока находится электронный блок управления.
1 Электронный блок
2 Крышка расширительного бачка
3 Бачок для тормозной жидкости
4 Расширительный бачок системы охлаждения
5 Коллектор
6 Маслоизмерительный щуп
7 Блок управления АБС
8 Бачок омывателл стекла
9 Бачок насоса усилителя рулевого управления
Через многоконтактный штекер блок управления получает следующую информацию.
- От клеммы стартера 50 о начале и об окончании процесса запуска.
- Потенциометр на дроссельной заслонке дает мгновенное положение дроссельной заслонки.
- Датчик Холла системы зажигания среди всего прочего дает информацию о числе оборотов двигателя. Лямбда-зонд в катализаторе информирует о содержании остаточного кислорода в выхлопных газах. Расходомер воздуха определяет количество поступающего воздуха.
У двигателей с турбонаддувом установлен датчик температуры поступающего воздуха, который постоянно информирует блок управления о температуре поступающего воздуха.
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в трубке для охлаждающей жидкости за головкой цилиндров и поставляет блоку управления информацию о температуре охлаждающей жидкости в данный момент времени.
Датчик детонации или два датчика детонации вкручены в блок цилиндров. Они регулируют детонационное сгорание и в соответствии с этим регулируют момент зажигания.
Благодаря постоянному поступлению указанных выше данных о числе оборотов, нагрузке и температуре двигателя, блок управления определяет продолжительность впрыска, т.е. время открывания инжекторов и точно дозирует количество впрыскиваемого топлива. В блок управления встроены так называемые диапазоны (базы данных), которые охватывают все возможные условия работы двигателя и на их основе точно выбирают оптимальные дозы топлива и момент зажигания. При изменениях температуры поступающего воздуха или охлаждающей жидкости вносятся необходимые коррективы.
Перед коротким описанием работы отдельных деталей вкратце упомянем общие принципы работы системы при различных условиях эксплуатации.
При "холодном" запуске (запуске холодного двигателя)
Благодаря наличию блока управления дроссельной заслонки в двигатель поступает дополнительный воздух, т.к. датчик температуры охлаждающей жидкости сообщает блоку управления о том. что двигатель холодный. Инжекторы открываются на более долгое время и впрыскивают больше топлива (обогащая смесь).
При прогреве
Блоку управления сообщается о постепенном нагрезе охлаждающей жидкости. Встроенный клапан стабилизации оборотов холостого хода при этом закрывается. и продолжительность открывания инжекторов возвращается к номинальному значению.
На холостом ходу
Блок управления распознает обороты холостого хода. Это сообщается потенциометром на дроссельной заслонке блока управления дроссельной заслонки в расходомер воздуха блока управления ("главного"). При понижении числа оборотов момент зажигания изменяется. Через блок управления дроссельной заслонки может поступать больше воздуха, из-за чего количество впрыскиваемого топлива увеличивается.
При нормальной роботе двигателя
По положению дроссельной заслонки и по данным расходомера воздуха о протекающем количестве воздуха определяется продолжительность открывания инжекторов и. далее, работа двигателя.
Теперь можно рассказать подробнее об уже упомянутых выше деталях системы.
Блок управления дроссельной заслонкой
В этом устройстве собраны различные детали. Первой является дроссельная заслонка. Через рычаг дроссельной заслонки и трос ока соединена с педалью "газа". На рисунке показано положение дроссельной заслонки при снятом воздуховоде (шланге). В соответствии с положением подали "газа", сечение отверстия для поступления рабочей смеси увеличивается или уменьшается. При полной нагрузке оно открывается полностью. У некоторых двигателей (как правило, меньшего объема), дроссельная заслонка работает по одинаковому принципу, однако способы установки различаются.
Узел дроссельной заслонки
1 Рычаг дроссельной заслонки
2 Соединительное гнездо для штекера
3 Блок управления дроссельной заслонки
4 Дроссельная заслонка (закрыта)
Соединения дроссельной заслонки
1 Соединительное гнездо для штекера
2 Рычаг дроссельной заслонки
В блоке управления установлен потенциометр дроссельной заслонки. Он "следит" за положением дроссельной заслонки при всех условиях и сообщает об этом блоку управления. По получаемой информации определяются стабилизация режима холостого хода, отключение при движении накатом и обогащение в режиме полной нагрузки.
Клапан стабилизации оборотов холостого хода осуществляет выравнивание оборотов холостого хода при максимальном повороте рулевого колеса, при включении климатической установки или при установленной автоматической КПП, когда позади дроссельной заслонки может протекать дополнительный воздух. Этот дополнительный воздух отслеживается расходомером воздуха, чтобы при этом в двигатель могло поступать большее количество топлива. Двигатель может работать немного быстрее, гак что дополнительно расходуемая мощность двигателя для работы усилителя рулевого управления, климатической установки или автоматической КПП компенсируется.
Регулятор давления топлива
Регулятор давления топлива (1) как правило, находится перед распределителем топлива и регулирует давление топлива, подаваемого к инжекторам. Т.к. он соединен шлангом (2) с корпусом дроссельной заслонки, то он управляется разрежением во впускном коллекторе.
При повышении разрежения (например, на холостом ходу), давление поддерживается невысоким. Если число оборотов двигателя повышается, то разрежение уменьшается. Это означает, что давление топлива повышается регулятором.
Инжекторы
При каждом обороте коленчатого вала топливо впрыскивается во впускной канал перед впускным клапаном (или клапанами) соответствующего цилиндра Открывание инжектора при этом определяется электронным блоком управления.
Датчик температуры поступающего воздуха
Он установлен только на двигателях с турбонаддувом. Датчик сообщает температуру поступающего от турбонагнетателя воздуха под давлением, которая перерабатывается в блоке управления. Этим компенсируется повышение температуры от нагнетателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Температура охлаждающей жидкости определяет многие функции двигателя, например, обогащение при запуске холодного двигателя, прогреве, ускорении и отключение подачи топлива при движении накатом. Температура поступает на блок управления как величина сопротивления Отсюда определяется правильная продолжительность впрыска, которая при холодном двигателе соответствующим образом удлиняется.
Расходомер воздуха
Расходомер воздуха (1) вместе с соединительным штекером (2) находится рядом с воздушным фильтром.
У двигателя с турбонаддувом расходомер не виден, т.к. он находится внутри корпуса воздушного фильтра. В потоке поступающего воздуха находится маленькая пластинка, которая нагревается электрическим током. Если количество поступающего воздуха увеличивается, то пластина соответствующим образом охлаждается. Это охлаждение вызывает изменение электрического сопротивления, что сообщается блоку управления.
Комментарии посетителей