Обычной проверкой вторичного напряжения можно выяснить, создается ли вообще воспламеняющая искра.
Снабжение питанием систем зажигания и впрыска проходит через термопредохранители в коричневом, черном и красном держателях (в блоке системы зажигания). При отказе системы зажигания следует проверить эти предохранители (глава «Кузовная электросистема»).
Точная визуальная проверка системы зажигания помогает обнаружить наиболее частые причины отказов (неисправные провода и штекеры, электрические пробои).
Только теперь следует один за другим проверить катушку зажигания, датчик Холла или датчик частоты вращения либо датчик момента зажигания.
Если это все не привело к успеху, нужно опросить память накопителя неисправностей (в мастерской).
Проверка наличия вторичного напряжения
Непосредственно вначале мы проверяем, дает ли система зажигания воспламеняющую искру:
Отсоединить высоковольтный провод от свечи зажигания, выкрутить свечу.
Снова надеть провод на свечу и положить ее на блок цилиндров таким образом, чтобы у нее был надежный контакт с «массой» (корпусом). Еще лучше — создайте электрическую цепь, соединив с двигателем резьбу свечи зажигания посредством вспомогательного кабеля для «прикуривания».
Попросите помощника провернуть двигатель стартером.
«Отключение» зажигания путем разъединения штекеров (стрелки) на электронных коммутаторах катушек зажигания, слева на примере моделей с 4- и 5-цилиндровыми двигателями, справа на примере 6-цилиндрового двигателя.
На иллюстрации показан пакет катушек зажигания 6-цилиндровых двигателей при снятой защите двигателя. Цифры на высоковольтных разъемах указывают, к какому цилиндру какой провод следует вести.
Проверка системы зажигания на искрообразование. В целях безопасности свечу следует электрически соединить с двигателем посредством вспомогательного кабеля, что здесь не показано.
Если происходит мощное искровое перекрытие на электрод свечи, значит, ток в системе зажигания имеется. Возможно, неправильно установлена основная регулировка зажигания (см. соответствующий раздел в этой главе).
Если искрообразования не происходит, повторите проверку со свечой другого цилиндра. В том случае, если и там искрообразование отсутствует, следует полностью проверить всю систему зажигания.
Визуальная проверка системы зажигания
Плотно ли закреплены все клеммы и штекерные контакты на катушке зажигания, блоке управления электронной системой зажигания либо блоке управления зажиганием и впрыском и на распределителе зажигания?
Не отошел ли какой-нибудь контакт в многоконтактном штекере?
Не вытекла ли из катушки зажигания заливочная масса? В этом случае она, вероятно, неисправна
Нет ли на корпусе катушки зажигания трещин или следов нагара от пробоев искры?
Дополнительно проверьте, надежно ли припаяны основные кабели и высоковольтные провода и цела ли их изоляция.
Есть ли повреждения на крышке распределителя?
Все ли детали системы зажигания чистые и сухие? Грязь способствует электрическим пробоям.
Подсказка: подключать и отключать контрольные приборы только при выключенном зажигании.
Наряду с полным отказом системы зажигания из-за отсутствующего питания слишком слабое напряжение тоже может вызвать серьезные неполадки в работе!
В порядке ли питание системы зажигания?
В порядке ли предохранители?
Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями: разъединить штекеры на электронном коммутаторе рядом с катушкой зажигания.
Подсоединить измерительный прибор к разъединенному штекеру между контактом 1 (клемма 15) и контактом 3 («масса»).
Включить зажигание.
Вольтметр должен показывать минимум 11,5 В.
Если прибор не показывает совсем никакого напряжения или слишком слабое, значит, причина в проводке к замку зажигания.
То же самое можно сказать о штекере в автомобиле, оборудованном так называемым трансформатором высокого напряжения.
Модели с 4-цилиндровыми двигателями: провести такой же замер у черно-синего провода блока управления системой Motronic либо Digifant.
Модели с 5-цилиндровым двигателем: провести такой же замер у черно-синего провода блока управления полностью электронной системой зажигания.
И в этих местах показатель должен составлять минимум 11,5 В.
Модели с 6-цилиндровым двигателем: разъединить штекерное соединение белого цвета у задней стенки моторного отсека (снабжение питанием катушек зажигания), подключить измерительный прибор между каждым из трех разъемов клеммы 15 в верхней части штекерного соединения и «массой».
Включить зажигание.
Каждый замер должен показать минимум 11,5 В.
Если прибор не показывает совсем никакого напряжения или слишком слабое, значит, причина в проводке к замку зажигания.
Провести такой же замер у черно-зеленого кабеля блока управления системой MPI/MPFI.
Показатель должен составлять минимум 11,5 В.
Причины неисправностей
Непременное условие: аккумуляторная батарея заряжена, предохранители в порядке.
Неисправен замок зажигания (глава «Приборы и вспомогательные устройства»).
Разрыв в проводке между замком зажигания и центральным коммутатором и между центральным коммутатором и катушкой(ами) зажигания либо между центральным коммутатором и блоком управления. Проверить прохождение проводов и штекеры на основании электросхем, помещенных в книге.
Проверка катушки зажигания. Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями
Визуальная проверка катушки зажигания уже проводилась.
Для проверки сопротивления при выключенном зажигании отсоединить все провода от катушки зажигания. Мы замеряем первичную и вторичную обмотку.
Замерить точным омметром сопротивление между клеммами катушки зажигания 1/- и 15/+.
Нормативное сопротивление: 0,5-1,5 Ом.
Следующий замер между клеммами 1/- и 4.
Здесь омметр должен показывать 5-9 кОм.
Если названные показатели не достигнуты, следует заменить катушку зажигания.
С помощью этих замеров нельзя определить короткое замыкание между обмотками. Поэтому, если несмотря на полученные хорошие результаты, вы все равно считаете катушку зажигания причиной неполадок, необходимо отдать снятую катушку зажигания в мастерскую по автоэлектросистемам для перепроверки.
Проверка электронного коммутатора. Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями
Нельзя проверить на функционирование только отдельно взятый электронный коммутатор, расположенный рядом с катушкой зажигания. Поэтому следует действовать следующим образом:
Проверка управления: разъединить штекеры на электронном коммутаторе рядом с катушкой зажигания.
Подсоединить вольтметр к разъемам между контактом 2 (управление) и контактом 3 («масса»).
Провернуть двигатель стартером.
Вольтметр должен показывать минимум 2 В.
Проверить снабжение системы зажигания питанием по уже описанной схеме.
Проверить катушку зажигания, см. следующий раздел.
Если в системе зажигания отсутствует искрообразование, несмотря на то, что три названных проверки не выявили никаких неисправностей, значит, дефектен электронный коммутатор. В этом случае нужно заменить электронный коммутатор в комплекте с катушкой зажигания.
Трансформатор высокого напряжения
В некоторых 4-цилиндровых моделях катушка зажигания и электронный коммутатор собраны в один узел (трансформатор высокого напряжения). Соединения от клеммы 1 и 15 катушки зажигания расположены под защитной крышкой. Соединение на «массу» (корпус) проходит непосредственно через корпус. По образу действия соответствует катушке зажигания с электронным коммутатором.
Проверка трансформатора высокого напряжения
Визуальная проверка уже проведена.
Для проверки сопротивления при выключен-ном зажигании разъединить трехштырьковый штекер и основной высоковольтный провод трансформатора. Мы измеряем первичную и вторичную обмотку элемента с катушкой.
Измерить сопротивление между клеммами трансформатора высокого напряжения 1/- и 15/+.
Нормативный показатель: 0,5-0,7 Ом.
Следующий замер между клеммами 15 и 4.
Нормативные показатели: 3-4 кОм.
Если указанные показатели не достигнуты, следует заменить трансформатор.
При этих замерах нельзя распознать короткого замыкания между обмотками. Поэтому вы все равно считаете трансформатор высокого напряжения причиной неполадок, необходимо отдать снятый трансформатор в мастерскую по автоэлектросистемам для перепроверки.
Для проверки напряжения вам потребуется вольтметр, а также вспомогательные кабели с испытательными щупами.
Присоединить измерительный кабель к обоим внешним контактам трехштырькового штекера трансформатора высокого напряжения.
Включить зажигание, вольтметр должен показывать примерно 12 В. Если напряжение отсутствует, нужно искать разрыв кабеля в положительной или отрицательной проводке.
Выключить зажигание.
На фотографии изображена катушка зажигания моделей, оснащенных 4- и 5-цилиндровыми двигателями, с правильными обозначениями клемм.
Рисунок показывает расположение контактов соединительного штекера у электронного коммутатора (важно при проверках).
Некоторые модели с 4-цилиндровыми двигателями оснащены подобными трансформаторами высокого напряжения. Катушка зажигания (3) и электронный коммутатор (2) объединены здесь в одном корпусе. И в этом случае у подсоединений указаны соответствующие обозначения клемм, причем клеммы 1 и 15 становятся доступными только после открытия небольшой крышечки. На иллюстрации также виден трехполюсный штекер.
Проверка импульсов: предохранитель №17 в блоке предохранителей, чтобы без необходимости не впрыскивалось топливо.
Подсоединить светодиодный вольтметр посредством вспомогательных кабелей и испытательных щупов к контактам 2 и 3 штекера трансформатора.
Попросить помощника привести стартер.
Светодиоды должны замерцать. Если нет, значит, причина в датчике Холла либо неисправен блок управления системы впрыска Mono-Motronic либо Digifant.
Выключить зажигание.
Проверка катушек зажигания. Модели с 6-цилиндровыми двигателями
Визуальная проверка катушек зажигания уже проводилась.
Для проверки сопротивления отсоединить все высоковольтные провода от катушек зажигания. Проверяем вторичную обмотку катушек.
Замерить точным омметром сопротивление между гнездами высоковольтных проводов системы зажигания первого и шестого цилиндров (первая катушка).
Нормативный показатель: 9-14 кОм.
Такой же замер произвести между гнездами высоковольтных проводов второго и четвертого цилиндров, а также гнездами проводов третьего и пятого цилиндров (вторая и третья катушки).
Если все в порядке, на очереди проверка вторичной обмотки катушек.
Отсоединить штекерное соединение белого цвета возле задней стенки моторного отсека (питание катушек зажигания), подсоединить измерительный прибор по выбору к одному из трех контактов клеммы 15 в верхней части штекерного соединения.
Разъединить трехполюсный штекер электронного коммутатора (также возле задней стенки моторного отсека), подключить второй провод омметра по очереди ко всем трем клеммам в штекере.
Нормативный показатель: при всех трех измерениях должны быть получены 0,5-1,0 Ом.
Если это не так, следует заменить пакет катушек зажигания.
Проверка электронного коммутатора. Модели с 6-цилиндровым двигателем
Снять штекеры со всех шести впрыскных форсунок.
Отсоединить 4-полюсный штекер электронного коммутатора (возле задней стенки моторного отсека).
Подключить светодиодный вольтметр к «массе».
Свободный провод вольтметра подсоединять по очереди к контактам 1, 3 и 4 разъединенного штекера.
Электронный коммутатор (стрелка) катушек зажигания 6-цилиндрового двигателя расположен у задней стенки моторного отсека. Рисунок показывает схему расположения контактов 4-полюсного штекера. Расположение контактов 3-полюсного штекера соответствует показанному на рисунке на предыдущей странице (4- и 5-цилиндровые двигатели).
Помощник каждый раз при этом проворачивает двигатель стартером.
Светодиодный вольтметр должен вспыхивать при всех трех замерах, в противном случае следует проверить управление либо заменить электронный коммутатор.
Проверка датчика Холла. Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями
Отсоединить штекеры электронного коммутатора рядом с катушкой зажигания.
Стянуть резиновый колпачок штекера датчика Холла (сбоку у распределителя зажигания) при подсоединенном штекере — для того чтобы стали доступны контакты штекера.
Подсоединить вольтметр к клемме 2 (фиолетовый провод) и 3 (фиолетово-коричневый провод) штекера.
Включить зажигание и медленно провернуть двигатель рукой, для того чтобы провернулась перфорированная диафрагма (триггер) распределителя, вошла в датчик Холла и вышла из него.
Следить за измерительным прибором: он должен показывать 0—0,5 В, если диафрагма находится вне датчика Холла. Когда диафрагма находится внутри датчика Холла, показатель должен составлять минимум 4 В.
Если нет никаких импульсов, значит, следует проверить питание датчика Холла:
Отсоединить штекеры от распределителя и подключить вольтметр к обоим внешним контактам штекера.
Включить зажигание, вольтметр должен теперь показывать минимум 9 В.
Иначе неисправны блок управления/проводка.
Проверка датчика Холла. Модели с 6-цилиндровым двигателем
Отсоединить все штекеры впрыскных форсунок.
Стянуть резиновый колпачок штекера позади датчика Холла (штекер остается подсоединенным).
Проверить светодиодным вольтметром наличие напряжения при включенном зажигании между клеммами 1 и 3 штекера (на штекере клеммы обозначены).
В противном случае проверить проводку.
Подключить светодиодный вольтметр между клеммами 2 и 3.
Попросить помощника провернуть двигатель стартером.
Светодиодный вольтметр должен замигать, в этом случае датчик Холла в порядке.
Подсказка: при неисправности датчика Холла вовсе не обязательно менять весь распределитель. Датчик Холла можно приобрести отдельно.
Проверка датчика частоты вращения коленчатого вала. Модели с 6-цилиндровыми двигателями
Датчик частоты вращения расположен над зубчатым венцом маховика. Его штекерное соединение направлено вверх к держателю штекера на задней стенке моторного отсека, так что вовсе не нужно проводить измерения под автомобилем.
Проверить прохождение провода от датчика к держателю на задней стенке моторного отсека, проверить надежность штекерного соединения и изоляцию на проводах.
Электрическая проверка сточным омметром:
Отсоединить черное трехполюсное штекерное соединение и подключить омметр к датчику между контактами 1 и 2 (см. рисунок).
Омметр должен показывать 1 кОм, в противном случае датчик неисправен.
Третий контакт — это экранирование кабеля.
Подключить омметр для проверки экранирования теперь между контактами 1 и 3, а также между контактами 2 и 3.
Омметр должен показывать ∞ Ом, в противном случае датчик неисправен.
Подсказка: дальнейшая проверка — это снятие датчика и очистка его торцевой стороны. Грязь или замасливание на этом месте мешают работе. Учтите: никогда не снимайте держатель датчика, а только сам датчик. Если крепления датчика были ослаблены, его нужно заново регулировать в мастерской специальным инструментом.
Справа: штепсельные соединения сзади справа моторного отсека у модели с 6-цилиндровым двигателем:
1 — для отопления правого лямбда-зонда;
2 — для катушки зажигания (подводящая проводка);
3 — для сигнала лямбда-зонда (правый лямбда-зонд; штекерное соединение находится сзади за крепежом);
4 — для датчика детонационного сгорания I;
5 — для датчика частоты вращения вала двигателя;
6 — для датчика момента зажигания.
Внизу: на рисунке показано расположение контактов штекера датчика частоты вращения вала двигателя и момента зажигания.
Открыть распределитель зажигания: отжать отверткой крепежные скобы (стрелки), поднять крышку распределителя (4) от корпуса (3), снять бегунок распределителя (1), снять пылезащитную крышку (2).
Проверка датчика момента зажигания. Для 6-цилиндрового двигателя
Датчик момента зажигания установлен слева сзади непосредственно в блоке цилиндров. Проверять его следует через серое трехполюсное штекерное соединение на задней стенке моторного отсека. Собственно проверка аналогична проверке датчика частоты вращения вала двигателя, которая описана в предыдущем разделе.
Проверка блока управления
Для блока управления (электронной системы зажигания либо системы зажигания и впрыска) не существует никакого метода проверки в обычном смысле этого слова. Однако причину неисправности вы можете найти после опроса памяти накопителя неисправностей (глава «Регулярное техобслуживание»). Блок управления электронной системы зажигания расположен под обшивкой ножного пространства переднего пассажира (глава «Кузовная электросистема»).
Комментарии посетителей